О «покушении» на Путина, звонках Суркова и реальном рейтинге СПС
«Союз правых сил» взбудоражил повестку громкими акциями протеста по поводу повышения цен на основные продукты питания в Москве и Екатеринбурге, резкими высказываниями по поводу Путина и «Единой России» (уникальный случай по нынешним временам). Фактически СПС стал главной оппозиционной партией страны. Секретарь «Союза правых сил» по электоральной работе, глава предвыборного штаба партии в интервью «URA.Ru» рассказал, в чем трагедия Путина-тирана, как президент смешал все планы кремлевских политтехнологов и каких новых акций партии ждать региональным лидерам.
Антон Баков сидит в своем кабинете и вырезает из газеты портрет президента Путина. Путин в черных очках, серьезный, а рядом заголовок от соседнего текста про маньяка: «По следу зверя». Вместе получается веселая комбинация.
- В советское время за такое бы расстреляли верстальщиков, - смеется Баков и вешает композицию себе на стену.
- Представители других партий испугались, когда Путин возглавил список ЕР. А вы?
- Решение Владимира Владимировича возглавить список «Единой России» является ошибочным, принятым на основе неверной информации. К сожалению, это удел всех тиранов. Сначала он создает своеобразную информационную среду, в которой некому сказать, что король – голый. А потом искренне начинает верить, что говорят льстецы.
- В каком смысле король – голый?
- Безусловно, озвучиваемые рейтинги Владимира Путина сегодня очень преувеличены. И ожидать роста рейтингов «Единой России» за счет президента не приходится. Более того, сегодня уничтожена гениальная конструкция, которую придумал Ельцин, когда беспартийный президент стоял над схваткой политических карликов. Мы, с одной стороны, сделали шаг к европейской практике, когда президент является реальным участником публичных политических процессов. Но в нашей стране политика всегда считалась делом исключительно грязным, и приход в нее Путина… От этого не будет лучше никому.
- Вы, видимо, не стесняетесь критиковать президента даже лично. СПС накануне провела акции протеста по поводу повышения цен на основные продукты питания в Москве и Екатеринбурге с лозунгами вроде «Путина план залез к нам в карман». Ситуацию мониторила и администрация президента, и ФСБ. Была какая-то реакция с этой стороны?
- Реакция властей мне пока непонятна. Знаете, сегодня в принципе сложно что-либо предугадать. Ведь после вступления в игру лично президента кампания со стороны «Единой России» и властей вообще перестала быть управляемой. Сегодня решения принимаются не специалистами, не политтехнологами, не штабистами, а либо на самом верху, либо всевозможными «группами поддержки», которые хотят продемонстрировать свою преданность Путину и «Единой России». Кампания ЕР превратилась в такую толпу, которая бредет в разные стороны.
- Это уже сказывается?
- Да конечно, возьмите хоть это загадочное «иранское покушение» на Путина. Полный предвыборный идиотизм, из кандидата делают просто клоуна. Со времен «покушения» на Артема Бикова на выборах в 1995 году в Екатеринбурге я такого нигде не видел и не слышал. Я полагаю, что все политтехнологи ЕР и Путина были против такой предвыборной акции. Но, учитывая, что об этом рассказали все федеральные каналы, можно предполагать: идея получила личное одобрение первого лица.
- Какое будущее ждет «Справедливую Россию» после решения Путина возглавить список ЕР?
- «Справедливая Россия», безусловно, будет разрушена. Спасти ее смогут только сильные региональные кампании. Там, где есть такие, как Гартунг (челябинский список – ред.) или Бурков (свердловский список – ред.), будут хорошие результаты. А федеральной кампании, считайте, не будет вообще.
- А СПС, судя по всему, не очень унывает, хотя теперь вам приходится работать против Путина, а не только против «Единой России».
- Спасибо моему свердловскому прошлому и лично губернатору Эдуарду Росселю – я привык и научился работать в максимально некомфортных условиях, когда власть везде и всюду противодействует мне. Так что все как обычно, совершенно рабочая ситуация.
- Владимир Путин в недавней беседе с международным клубом политологов «Валдай» неоднозначно высказался о Чубайсе и СПС. До конца не ясно, как он относится к участию «Союза правых сил» в этих выборах…
- Я думаю, сейчас мы – наиболее опасный оппонент действующей власти и у нас будет самая радикальная кампания. Наверное, это ответ на ваш вопрос.
- Складывается впечатление, что реальным лидером кампании стал Борис Немцов, который затмевает Никиту Белых в СМИ.
- Во-первых, это следствие попыток наших оппонентов замолчать то обновленное, что есть в СПС. Им выгодно подчеркивать наличие фигуры Немцова, сосредотачивать на нем свою критику и т.п. Во-вторых, недавно вышедшая книга Бориса Ефимовича произвела настоящий фурор, во многих регионах тираж полностью раскуплен. По этим двум причинам пока Немцова действительно оказалось «больше», но это временное явление.
- Ну вот сегодня я открываю «Комсомолку», а там – Немцов рассказывает о СПС. Немцов, а не Белых!
- Ну откройте ее на следующей неделе – там будет Белых, уверяю вас.
- А кроме газет СПС где-то будет присутствовать? По последним исследованиям, у «Союза правых сил» 7,7% эфирного времени в телевизоре. Это не полный ноль, но у той же «Единой России» - 24%.
- У нас нет никаких показов в теленовостях. Это говорит об отношении к нам кремлевской администрации. Сюжеты, которые выходят о нас… как их назвать? Да мы ни на что и не рассчитывали! (смеется). Наша ТВ-кампания будет очень слабой, да и вообще до начала официальных дебатов в телевизоре будут только Путин и Грызлов. Люди должны будут как-то выбрать новую власть где-то между «Танцами на льду».
- Зато СПС очень много в Интернете. Какой смысл в такой кампании, в Сети ведь не столь много избирателей?
- Избирателей в Интернете, конечно, мало, но в условиях нехватки реальных возможностей хватаешься за соломинку… И не только мы за нее схватились, многие партии идут тем же путем.
- А денег действительно не хватает?
- Проблема главным образом в том, что и купить за деньги нечего. Разве я могу купить за деньги сюжеты на федеральных ТВ-каналах? Нет.
- Рассказывают, что Владислав Юрьевич встречается с некоторыми бизнесменами и просит их не давать денег СПС.
- Естественно. Борьба за власть предполагает, что противника надо отрезать от информационных и финансовых ресурсов.
- Даже не верится, что вот такая реальная оппозиция Кремлю получилась. Неужели вас не вызывают на Красную или на Старую площадь «проводить беседы»?
- Сегодня любой чиновник, вступивший с нами в контакт, будет опасаться за свое место. Впрочем, это относится не только к нашей партии. Появление Путина во главе списка привело к такой поляризации. Кремль сегодня – главный офис «Единой России». И «кто не с нами, тот против нас». Если раньше речь шла о каких-то сложных расчетах – «те пройдут, а эти не пройдут, у этих столько мандатов, а у этих вот столько», то теперь все расчеты побоку. Раньше было такое аптекарское, профессиональное действие. А как только царь сам принял в нем участие, всей деликатности настал конец. Надо гнать процент «Единой России», надо миллионы голосов дать лично Путину, чтобы он был уверен в своем будущем.
- А у вас сколько процентов будет?
- Социология показывает наш стабильный рост. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но все же. К ноябрю мы дорастем до 10%, и примерно с этим результатом выйдем на выборы. Может быть, чуточку больше.
- Ваши громкие акции по поводу роста цен продолжатся?
- Разумеется. Люди реально возмущены, власть бессовестно повышает цены. Мы будем протестовать и дальше, во многих регионах России. Когда монополизм политический превращается в монополизм экономический и бьет по карману десятков миллионов, власть оказывается в крайне тяжелом положении. Смею предположить, что знай Путин, как растут у нас сейчас цены, вряд ли бы он дал согласие возглавить список «Единой России». Президента просто заманили в ловушку.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.