О Росселе, Абрамовиче и зарплатах в «ЕвразХолдинге»
Выборы в Госдуму в Свердловской области начались с борьбы за счастье работников Нижнетагильского меткомбината. Вообще, с 1999 года ни одна политическая кампания в регионе не проходит без участия НТМК. Его либо восстанавливают, как было восемь лет назад, либо его руководство показывает характер перед губернатором, как было в 2002-м. За 10 дней до выборов управляющий директор комбината Алексей Кушнарев согласился рассказать нашему агентству, как строятся отношения у металлургов с властью, какие требования областных лидеров он готов выполнять, а какие нет, прокомментировал слухи о своей отставке, недавнюю атаку на «ЕвразХолдинг» губернатора Росселя и особое мнение мэрии Нижнего Тагила. Все подробности – в интервью.
- Как вы опишете взаимоотношения комбината и областных властей?
- Комбинат – крупнейший налогоплательщик в Свердловской области, и ему всегда уделялось много внимания губернатором и правительством Желание оказать поддержку мы чувствовали на себе всегда. В общем, взаимоотношения хорошие.
- После выступления Эдуарда Росселя несколько недель назад на заседании правительства акции «ЕвразХолдинга» на бирже подешевели на 13%. «Коммерсантъ» считает, что это реакция на слова губернатора. Неужели то заявление могло так сильно повлиять?
- Конечно, слова могут влиять на рынок. И не только слова губернатора. Я сам был свидетелем случаев, когда руководители крупных компаний рассказывали общественности какие-то неважные, мелкие на их взгляд вещи, и это приводило к серьезному падению котировок. Но ту коррекцию цены я бы не связывал с выступлением губернатора Свердловской области – в тот день произошла, как говорят специалисты, серьезная коррекция на рынке и цены на акции снизились у многих металлургических компаний.
- А губернатор в тот момент был прав?
- Некоторые обозначенные им проблемы на предприятии реально существуют. Главное, что было перебором – заявление об остановке производства. Но мне понятно, откуда взялись эти слова. Мы встречались с губернатором, я говорил о том, что есть проблема, когда из-за низкой зарплаты люди уходят с предприятия. Особенно заметно это в нашем Нижнесалдинском филиале. Там небольшой штат, а уволились 200 человек. Их просто переманили на ВСМПО. Мне кажется, так вести дела неправильно, и я сказал, что в таком случае нам придется остановить производство из-за игры в перекупку рабочих. Я просил губернатора вмешаться в это, но у него сложилось свое видение ситуации.
- Действительно зарплата у вас на комбинате ниже, чем в среднем по отрасли?
- По зарплате комбинат традиционно был на 5-7 месте среди российских предприятий нашей отрасли. Мы и сейчас остаемся на той же позиции. Другое дело, что увеличивается разрыв между нашей средней зарплатой и зарплатой у других предприятий. Наш доменщик получает 27 тыс. рублей в месяц, а на Магнитогорском меткомбинате такой же специалист получает 40 тыс. рублей.
- Но уже анонсировано повышение в этом году, губернатор говорит о росте в следующем. Это будет выполнено?
- Обязательно. Президентом «ЕвразХолдинга» уже давно принято соответствующее решение, о нем сообщено всем рабочим.
- Еще анонсировано изменение программы инвестиций – в следующем году они будут увеличены в три раза. На что будут потрачены эти средства?
- Реально мы просто выполняем ту инвестиционную программу, что была намечена давно. По плану, в 2007 году у нас была только одна стройка – конвертер в конвертерном цехе и установка химводоочистки. А вот в 2008 году работы будут серьезные. Два конвертера в конвертерном цехе, сейчас мы подписали контракт с немецкой компанией по последнему этапу реконструкции колесного производства.
- Но есть еще целый ряд претензий к комбинату: отсутствие собственного аграрного бизнеса и программы строительства жилья для рабочих, отказ в финансировании футбольной команды.
- Скажу свое мнение: металлурги должны выплавлять сталь. Аграрный бизнес – это совершенно отдельное направление. Теперь про футбольную команду. Я сам очень люблю спорт и готов поддерживать команду, если бы у ее руководства были правильные идеи. В команде же не было ни одного металлурга. Задумка в головах была одна: накупить побольше игроков. Но зачем? К тому же бюджет, который нам предоставили, оказался намного больше, чем бюджет футбольной команды такого же уровня в Магнитогорске. Чтобы такой бюджет получить, надо какой-то достойный уровень показать, а не дворовый, как сейчас. Я могу собрать команду на нашем комбинате и гарантирую, мы еще и выиграем этот матч.
По жилью. Сейчас развивается одно направление – ипотечное кредитование. Это, наверно, требование времени. Строить сами мы перестали. У меня есть личное мнение, что это не совсем правильно. Тут надо еще подумать над вопросом, но, повторюсь, ипотечное кредитование у нас есть.
- Нехватка рабочих на комбинате – вопрос решаемый или нет?
- Конечно. Я постоянно встречаюсь с рабочими, и когда не решался вопрос с заработной платой, были предложения изменить график работы, люди просили дать им больше свободного времени, чтобы иметь возможность дополнительного заработка. Это желание не нормально. Металлург должен получать зарплату, которая позволяла бы ему жить не задумываясь, где бы подработать. 4-5 лет назад средняя зарплата на комбинате была в 1,5 раза выше, а сейчас только на 20%, чем средняя заработная плата по Нижнему Тагилу. Сегодня в городе за приблизительно те же деньги можно заниматься менее тяжелым физическим трудом. Все-таки сталь появляется из грязного, тяжелого, нудного труда. Не надо об этом забывать. Но, как я уже сказал, приняты решения по повышению заработной платы, и это позволит восполнить численность.
- Когда вопросы развития «ЕвразХолдинга» рассматривались на правительстве области, свердловские власти отметили, что у вас недостаточные полномочия для решения многих вопросов. Появилось мнение, что московское руководство холдинга вообще не будет обращать внимания на региональные проблемы.
- Это неправильные суждения. Проживая и работая в этой области нельзя не участвовать в ее жизни. Комбинат принимает активнейшее участие в работе. Полномочий у меня хватает: я – представитель управляющей компании и имею полный набор полномочий на решение самого широкого спектра вопросов. Просто по-прежнему остаюсь при мнении, что главная задача металлургов – выплавлять сталь.
- Не могу не задать личный вопрос. Очень часто появляется информация относительно вашего будущего. Мол, вы раздумываете об уходе с комбината. Одни говорят, вы не находите общего языка с руководством холдинга, другие видят в этом нижнетагильские политические интриги.
- Мы с руководителями «ЕвразХолдинга» говорим на одном языке, у нас есть полное взаимопонимание. Но, понимая стратегические задачи компании, я должен внимательно следить за тем, чтобы они не вступали в противоречие с тактическими задачами комбината. Отношения в холдинге построены так, что все свои замечания и опасения я могу высказывать открыто; президент, вице-президенты готовы к диалогу, обсуждению вопросов и конкретной помощи.
- Значит, дело в политической игре? У вас вообще есть какое-то взаимопонимание с мэрией Нижнего Тагила?
- У нас с мэрией есть непонимание. Очень давно.
- Но если оно давно, то можно же попробовать найти общий язык.
- Мы пытаемся.
- Вы мэрию не слышите или она вас?
- Нас пока не слышат.
- 2 декабря выборы в Госдуму. Они важны для крупного бизнеса?
- Важны. Еще не все понимают, что многие вопросы в нашей работе решаются именно теми людьми, что работают в Думе. Это касается не только металлургов, но и энергетиков, строителей. Много примеров можно привести.
- Как вы относитесь к дискуссии о том, оставаться Владимиру Путину на третий срок или нет?
- Он сам все четко определил, и я думаю, правильно сделал.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!