Сенсация! «Прана» открыла свое лицо. Знакомьтесь, Андрей Эртман
Накануне загадочную фирму «Прана», которая летом прошлого года, обогнав «Роснефть», купила несколько активов ЮКОСа, возглавил выходец из Челябинска – некий Андрей Эртман. «URA.Ru» провело собственное расследование и готово рассказать, кто такой новый директор «Праны», как он оказался в команде бывшего вице-президента скандального Содбизнесбанка, лишенного лицензии, чем Эртман и его шеф занимаются, какие связи имеют в Росимуществе и почему все дороги «Праны» привели все-таки не в «Газпром», а к очень неожиданному альянсу из федеральных чиновников, аппарата конкурсного управляющего Ребгуна и самого ЮКОСа.
ООО «Прана» уже на протяжении года - загадка для рынка. Она взорвала информационную повестку год назад: в трехчасовой борьбе никому не известное ООО выиграло у государственной «Роснефти» аукцион по 13-му лоту из имущества обанкроченного ЮКОСа. Эта же «Прана» нашла 100 млрд. рублей, чтобы потом оплатить лот, а затем перепродала ряд купленных активов (в частности, центральное здание ЮКОСа) за 87,6 млрд. рублей той же «Роснефти».
По данным единого Госреестра юридических лиц, 1% в ООО «Прана» - у Владимира Есакова, который до последнего времени был гендиректором этой фирмы. Остальные 99% долей – у офшора «Парсон Консалтинг», зарегистрированного на Сейшелах. Кто является бенефициаром «Праны», неизвестно. Эта информация есть лишь в Федеральной антимонопольной службе, которая отказалась ее разглашать, но сделку «Праны» по активам ЮКОСа одобрила.
Сразу же было понятно, что «Прана» действует или в интересах госкомпании, или в интересах бизнеса, аффилированного с властями. Иначе это ООО просто не получило бы одобрение на участие в торгах. Журналисты ведущих СМИ России в течение года неоднократно проводили свои расследования. По одной версии, следы «Праны» вели в структуры «Газпрома», в частности, в «Газпромбанк». А в марте этого года «КоммерсантЪ» достаточно аргументировано высказался о «плотной координации между «Праной», аппаратом конкурсного управляющего ЮКОСа Эдуарда Ребгуна и руководством ЮКОС-РМ». Так, в тех активах, которые до сих пор у «Праны», работают люди Ребгуна (в том числе его жена) и менеджеры ЮКОСа.
В этой цепочке из Ребгуна и ЮКОСа не хватает лишь одного звена – федеральных чиновников из Росимущества, с благословения которых «Прана» пошла на торги. А недавняя смена гендиректора этого ООО с Есакова на никому неизвестного Андрея Эртмана, как выяснило наше агентство, - тому доказательство.
Интриги в Челябинске
Но по порядку. Андрей Эртман сменил Владимира Есакова на посту гендиректора ООО «Прана» в апреле этого года, но стало известно об этом на днях. Эртман – выходец из Челябинской области. Ему – всего 33 года. В 1997 году он окончил Челябинский государственный технический университет по специальности «обработка металлов давлением» и является квалифицированным инженером. Почти сразу после окончания ВУЗа Эртман пошел работать на оборонное ОАО «Электромашина», которое производит электрооборудование для бронетанковой техники.
Основные акционеры «Электромашины» - государственное НПО «Электромашина» (49%), жена Олега Бочкарева - бывшего гендиректора предприятия, а ныне члена военно-промышленной комиссии вице-премьера Сергея Иванова (17,59%), а также некие Александр Шиндяпин (15,2%) и Олег Майоров (10,09%). В 2000 году между акционерами «Электромашины» развернулся большой конфликт, не закончившийся до сих пор. В то время Шиндяпин был коммерческим директором «Электромашины» и, собрав вокруг себя команду работников предприятия, выступил против Олега Бочкарева. Эртман с самого начала поддержал Шиндяпина.
Но переворот на «Электромашине» не удался. И в скором времени Шиндяпин уходит с завода. Покидает предприятие и Эртман. С тех пор они ведут подпольную войну с «Электромашиной»: то подметные листовки разбрасывают, то судятся. Но ежегодно наравне с Шиндяпиным в совет директоров опальные миноритарии выдвигают Андрея Эртмана (к слову, у него всего 1 акция «Электромашины»). Но еще ни разу Эртман в совет не проходил. Так произошло и в этом году.
На «Электромашине» не владеют информацией, чем сейчас занимается Эртман. «Данные, которые предоставляют о нем акционеры, которые выдвигают его в совет директоров, не подтверждены самим Эртманом. Связи у нас с ним нет. На годовом собрании 30 апреля он не присутствовал», - заявили «URA.Ru» на предприятии.
Однако источник «URA.Ru», знакомый с Шиндяпиным и Эртманом, попросивший не называть его имени, рассказал нашему агентству, что оба они практически сразу после неудавшегося переворота на «Электромашине» уехали в Москву.
Московские дела
В Москве Александр Шиндяпин по приезде занял пост вице-президента в скандально известном Содбизнесбанке. Каким образом это произошло, выяснить не удалось. Но сам Содбизнесбанк – известен всем: с его созданием связывают Алексея Френкеля, обвиняемого в заказе убийства первого зампреда Центробанка Андрея Козлова. В 2004 году Центробанк уличил Содбизнесбанк в легализации доходов, полученных преступным путем, и отозвал у банка лицензию.
После этого Шиндяпин и его протеже Эртман начали заниматься разным бизнесом: от торговли мебелью до покупок недвижимости в Москве и Подмосковье. На Шиндяпина и его людей зарегистрировано немало фирм. И, как рассказывает источник «URA.Ru», бизнес Шиндяпина держался на плаву благодаря серьезным связям этого предпринимателя в Росимуществе. «Два заместителя главы Росимущества плотно работали с Шиндяпиным. Через его фирмы они реализовывали конфискат, обналичивали векселя, перепродавали имущество», - рассказывает собеседник нашего агентства. Фамилии госчиновников не называются.
Но наш собеседник на 100% уверен, что появление в ООО «Прана» Андрея Эртмана напрямую указывает на то, что Александр Шиндяпин с самого начала (с покупки активов ЮКОСа) был в «деле» и действовал с благословения и в интересах своих покровителей в Росимуществе. Очевидно, в «деле» сразу был и конкурсный управляющий Эдуард Ребгун. Ведь он как никто другой знал о том, что недвижимость – не главное, что есть у активов, включенных в лот №13. «Прана» так долго билась на торгах с «Роснефтью» и согласилась переплатить пятикратную цену, потому что у компаний, вошедших в лот, оказался очень высокий объем дебиторской и кредиторской задолженности. Мало того, «дебиторка» их дочерних структур, по подсчетам аналитиков, составляла на момент продажи около 60 млрд. рублей. Поэтому борьба была острой: «Прана» и «Роснефть» боролись за долги, которые могут взыскать.
До последнего времени «Прана» никакого интереса к купленным и оставшимся у нее активам не проявляла. Как пишут федеральные СМИ, руководителями тех компаний, которые еще остались у «Праны» («ЮКОС-импорт», «Топмастер-риэлти» и другие), стали в основном бывшие менеджеры ЮКОСа или сотрудники конкурсного управляющего банкрота Эдуарда Ребгуна. Однако, по мнению источников «URA.Ru», появление на посту гендиректора ООО «Прана» Андрея Эртмана говорит о том, что его шеф Александр Шиндяпин решил кардинально изменить ситуацию. Знакомые с ним люди рассказывают, что в последнее время Шиндяпин сильно поиздержался и ему (или его чиновникам-покровителям) необходимы новые финансовые вливания.
Не исключено, что уже в ближайшее время «Прана» снова нас удивит: например, развернет активность по выбиванию старых долгов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.