«Скорее это рыцарский орден!»
Ассоциация юристов России пополнилась еще одним уральцем. К председателю правления АЮР Павлу Крашенинникову присоединился один из самых известных в УрФО юристов Андрей Бельянский. Правовая тема вообще в повестке: президент России Дмитрий Медведев призывает бороться с нигилизмом граждан, Эдуард Россель создал специальный совет, который займется правовым просвещением свердловчан, адвокаты-практики решили вступать в профессиональную ассоциацию. Новый тренд общественной жизни нашему агентству разъяснил сам Бельянский.
- Для чего практикующему юристу, председателю коллегии адвокатов вступать в такого рода общественные организации, как Ассоциация юристов России?
- Во-первых, Ассоциация – организация уникальная и такого рода объединений в нашей стране больше нет. По сути, это особенная интеллектуальная и профессиональная среда, позволяющая выявлять, обсуждать и вырабатывать отношение юридического сообщества к самому широкому спектру актуальных вопросов и проблем, как юридической практики, так и научной, общественной, государственной деятельности. Как сказал председатель правления ассоциации Павел Крашенинников на недавней пресс-конференции в Екатеринбурге, АЮР – это «дискуссионная площадка, на которой сталкиваются различные, порой - противоположные мнения».
И, во-вторых, вступать в АЮР следует тем, кому понятно социальное и культурное значение права и кто считает себя в силах давать этому пониманию практическое воплощение в своей деятельности.
- То есть ваша ассоциация – это каста? Или профсоюз?
- Скорее рыцарский орден… На самом деле мировая практика свидетельствует, что общественные организации, объединяющие юристов, имеют очень серьезное значение для развития и государства, и общества. В России это движение, по сути, только набирает силу. Думаю, общими усилиями мы сможем активно и эффективно влиять на решение многих проблем современного юридического образования, правоприменительной практики, совершенствования законодательной базы, развития институтов гражданского общества и, в конечном счете, способствовать развитию правового сознания и правовой культуры. Важно, что в основе нашего объединения лежат не только профессиональные, но и общественные и культурные основания. Ведь право это не только и не столько законы, это мировоззрение, методология социальной жизнедеятельности, если хотите.
- А вам зачем членство в АЮР?
- Не зачем, а для чего! «Зачем» идут в бизнес. А Ассоциация служит способом соорганизации людей, заинтересованных в решении не своих, частных, профессиональных, классовых и иных групповых проблем, но общественных, т.е. общезначимых, которые можно решать только сообща.
- Например.
- Например, вопрос о качестве высшего, в т.ч. юридического, образования. Просто взять и запретить все юридические вузы, созданные в последние годы, нельзя, даже несмотря на то, что они в большинстве случаев не юристов готовят, а просто людей с дипломом. По сути, такие дипломы становятся не подтверждением наличия профессионального образования, а обесцениваются, как сказал один умный человек, до свидетельства о социальной нормальности. Поэтому нужно сформировать общественное мнение и, соответственно, позицию будущих абитуриентов и их родителей о том, что образование – это не диплом, а образ мысли и деятельности, что приличную работу не найти, если непонятно, кто, как и где тебя учил и т.д. Такая общественная позиция с течением времени не административными, а социальными и рыночными механизмами сформирует спрос на качественное образование. И эту проблему можно решить только сообща, частными методами она не решается.
- Образованием у нас еще и государство занимается. В чем специфика именно общественная?
- Приведу другой пример. Возьмите сферу жилищного строительства. Начиная с вопросов проектирования жилых помещений, заканчивая социальной инфраструктурой, в которой мы живем – огромный пласт проблем может и должно решать общество само в лице своих общественных институтов. Одни общественные организации могут реализовывать проекты по правовому просвещению граждан как потребителей продуктов стройиндустрии и ЖКХ. Другие – развивать культуру жилья.
Посмотрите, какие дома и квартиры строят сейчас в городах. Есть, конечно, исключения, но общим правилом является точечная застройка и убогая планировка: вступил в долёвку – сделай перепланировку. Культура и проектной деятельности, и дизайна, и застройки на уровне СССР: квартира – место для сна и питания в перерывах между работой. Эти проблемы не решишь в частном порядке или только с помощью принятия или отмены закона. Нужно сообща понять, какое жилье нам нужно, сообща же актуализировать свою позицию, а потом предлагать и требовать от профессионалов строительной индустрии думать о нас, а не о квадратных метрах.
- Так мы с вами и до политики дойдем…
- В этом не было бы ничего страшного, но политика, в точном смысле слова, здесь, в общем-то, ни при чём. Я говорю о сфере общественного в том ключе, который позволяет адекватно представить проблемы и задачи, которые общество в лице своих институтов может решать самостоятельно и без претензий на власть в государстве. Ну не должно государство заниматься всем, за всех и всегда! Надо избавляться от иждивенчества. И общественные организации должны, как я считаю, идти к государству с конкретными предложениями, проработанными и адекватными.
- Возвращаясь к ассоциации юристов…
- А мы от нее и не уходили. АЮР – это как раз один из примеров современного, автономного и самоуправляемого общественного объединения, которое выявляет, обсуждает и вырабатывает механизмы решения тех или иных проблем не административными, а общественными методами. Очевидно, если проблема не может быть решена без государства в принципе, то АЮР, как я полагаю, будет обращаться в соответствующие инстанции. Но – и это важно – обращаться с конкретным видением проработанной проблемы и путей ее решения и только тогда, когда социальные методы решения проблемы уже исчерпаны.
- И тем не менее, Ассоциация юристов России – это уже очень влиятельная организация, судя по тому, кто ее учредил и возглавляет. Про Попечительский совет, который возглавляет Дмитрий Медведев, я вообще умолчу. А что делать, с кем и как объединяться тем, кто не юрист?
- Юрист или не юрист – здесь не главное. Повторю, что для общественной организации важна не столько профессиональная принадлежность, сколько гражданская активность, социальная позиция человека по тем вопросам, которые важны для всех, а не для каждого с его профессиональными и иными индивидуализирующими признаками. Необходимо выявлять общность своих интересов, проблемы, которые мешают их реализации и которые нельзя решить в частном порядке, а затем сообща приходить к пониманию того, как социальными методами, инициативно, самостоятельно и эффективно их решать.
Это могут быть самые разные проблемы. От борьбы с коррупцией до того, как устроить ребенка в детский сад. Разные интересы – разные проблемы и разные общности. По сути, я говорю о том, что общественные организации – это не только способ соорганизации для решения общих проблем, но и форма участия человека в жизни общества, это среда, которая позволяет постоянно развиваться, наращивать свои коммуникативные способности и открывать новые горизонты для себя, для тех, кто тебе близок, и общества в целом.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!