Пермскому правительству предложили гарантию на мебель - 1 млн. (!) лет
Пермское правительство разрабатывает способы борьбы с недобросовестными участниками конкурсов и аукционов. Те, по мнению чиновников, совсем осмелели и лезут к властям с совершенно абсурдными предложениями. Приходится их рассматривать, отклонять – а это очень долго, бумажная бюрократия. В результате стопорится процесс проведения конкурсов, страдают добросовестные участники аукционов, а у правительства появляется лишняя работа. Да и тень падает на власть. Некоторые компании, испытав на себе, как сложно получить госзаказ, вообще отказываются от участия в краевых конкурсах и аукционах. Материал «URA.Ru» - о том, как чиновники учатся работать в сложных условиях, кто предложил правительству мебель с гарантией в 1 млн. лет, как составляется реестр недобросовестных поставщиков и какие новые инструменты влияния готовится получить региональная администрация.
Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» стал неожиданностью для чиновников. Не потому, что госслужащие не знали о подготовке такого законопроекта. А больше потому, что не знали, как работать в условиях действия такого закона, не смогли сразу сориентироваться.
Теперь ситуация значительно улучшилась. Чиновники разработали инструментарии, позволяющие найти оптимальных поставщиков и не нарушить при этом закон. Хотя конфузы случаются до сих пор. Один удивительный случай произошел недавно в пермском правительстве. Как рассказала «URA.Ru» заместитель начальника управления госзакупок Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края Юлия Боровых, Минобразование провело конкурс на приобретение мебели для общеобразовательных учреждений. При рассмотрении заявки одного из участников — ООО «Лифт-Мастер» - конкурсная комиссия была поражена: фирма предлагала поставку мебели с гарантийным сроком 1 млн. лет! «Анекдотичная ситуация! Стремление некоторых организаций заключить государственный контракт любым путем переходит все разумные границы», – комментирует г-жа Боровых.
Комиссия, посчитав такие сведения о товаре недостоверными, единогласно приняла решение отклонить заявку «Лифт-Мастера» (такое основание предусмотрено статьей 12 ФЗ №94). Ведь, учитывая, что по условиям конкурса срок гарантии был одним из двух критериев оценки со значимостью 40% (наряду с ценой контракта в 60%), то при установлении гарантийного срока в 1 млн. лет преимущество ООО «Лифт-Мастер» при любой цене контракта формально было бы неоспоримым. Основными аргументами комиссии были нормы статей 470-477 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми качество товара должно быть надлежащим и соответствовать договору в пределах разумного срока, а претензии по недостаткам товара могут быть предъявлены покупателем лишь в пределах срока гарантии, который не может быть более срока годности товара.
Но участник конкурса не вышел из игры просто так. Фирма подалаа жалобу в Министерство общественной безопасности Пермского края с требованием отменить решение комиссии. «Это ведомство как раз занимается рассмотрением подобных жалоб», - поясняет Юлия Боровых. Тем не менее, Министерство общественной безопасности края согласилось с конкурсной комиссией в том, что предложение ООО «Лифт-Мастер» было неразумным. Жалоба была признана необоснованной. Сейчас фирма имеет право подать заявление в суд.
Тем временем конкурс уже закончился. Победителями стали ЗАО «Оптимус» и ООО «НПР «Реактив», которые получили по одному лоту каждый. Контракт с компаниями пока не заключен.
Юлия Боровых рассказала, что такой странный случай происходит уже не первый раз. Например, в 2006 году пермское правительство проводило конкурс на ремонт автомагистрали. Одна из фирм предложила гарантию 60 лет… «Мы стараемся бороться с такими участниками, поскольку их предложения нереалистичны», - объяснила эксперт.
По ее словам, за те три года, которые функционирует закон о госзакупках, власти уже разработали способы борьбы с недобросовестными участниками конкурсов и аукционов. Например, правительство старается меньше использовать авансирование. Пусть фирма сначала работу выполнит, а потом деньги получит. «Есть организации, которые приходят к нам только за деньгами, а качественно выполнять работу не собираются. Мы стараемся таких отсеивать сразу», - рассказывает заместитель начальника управления госзакупок. Еще один метод – делить всю работу, которую нужно выполнить фирме, на этапы. Когда компания выполняет определенный объем работы, ее труд оплачивается. Это позволяет осуществлять более качественный контроль деятельности победителя конкурса.
Нередко чиновники просят внести залог – 5% от суммы контракта. Впоследствии эта сумма удерживается правительством, если победитель конкурса отказался от заключения контракта. А если заключил и успешно работает, то деньги, конечно, возвращаются владельцу. «Использование залоговых рычагов значительно снижает количество участников конкурса. Приходят только наиболее уверенные в себе и своих возможностях», - считает Юлия Боровых.
Важно и обеспечение исполнения контракта: банковская гарантия, договор страхования ответственности или перечисление денежных средств (возможно, в форме депозита). Зачастую власти предлагают победителю конкурса самому выбрать форму обеспечения. А если сумма контракта превышает 50 млн. рублей, то обеспечение исполнения договора обязательно. Это специально предусмотрено в законе.
«Вообще, я считаю, что закон предлагает довольно много способов обезопасить бюджет от посягательств недобросовестных компаний. В нем предусмотрены механизмы, защищающие интересы как заказчика, так и поставщика. Главное, уметь грамотно использовать эти методы. Пока не во всех муниципалитетах этому научились. Видимо, потому, что закон относительно новый», - отмечает эксперт.
Однако нелепые заявки фирм иногда все же мешают оперативной и успешной работе чиновников. Ведь все документы требуется рассмотреть, вынести по ним решение. Кроме того, отвергнутые поставщики, как правило, обращаются с жалобами в надзорные органы. А это затягивает процесс проведения конкурса и оставляет победителям конкурсов меньше времени для выполнения работы, поскольку все сроки предусмотрены заранее и зафиксированы документально. А изменить эти сроки никто не имеет права.
Именно поэтому власти стараются отлучать от бюджетной кормушки нерадивые фирмы. Для этого составляется реестр недобросовестных поставщиков (его формирует Федеральная антимонопольная служба). Если фирма хоть раз, выиграв аукцион, отказалась от заключения договора, ее название тут же заносится в этот реестр. Второй способ пополнения «черного списка» происходит за счет решений судов. Если официально установят, что компания не выполнила свои обязательства по договору, она также оказывается в реестре недобросовестных поставщиков. Сейчас он насчитывает 27 компаний. Пока что власти могут им пользоваться только при проведении конкурсов и аукционов. Но правительство добивается, чтобы при проведении процедуры запроса котировок также можно было использовать «черный список».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!