Как супруги Металиевы и примкнувший к ним депутат Хабибуллин считали деньги Чернецкого
В четверг Екатеринбург впервые публично обсуждал, как исполнялся бюджет города в прошлом году, – по своей воле такое бы, конечно, никто не устраивал, но этого теперь требует федеральное законодательство. Корреспондент «URA.Ru» вместе с двумя сотнями других энтузиастов провел полтора часа в душном зале городской администрации и, в общем, не пожалел. Не только самые важные моменты, но и пикантные детали происходящего – в репортаже нашего издания.
Нормальные журналисты приходят к мероприятию за пять – десять минут до начала, не раньше. Я же в силу дурацкой фобии (не достанется места, все начнется без меня, пропущу что-нибудь эпохальное) обычно появляюсь на месте чуть ли не за полчаса, и каждый раз себя за это корю – мои страхи всегда беспочвенны, и тридцать минут приходится бездельничать, отправляя бесполезные SMS. В этот раз я честно пришел на первые публичные слушания екатеринбургского бюджета за десять минут до их начала, и сразу пожалел: конференц-зал горадминистрации оказался полон под завязку и свободных мест просто не осталось.
Тушин, Хабибуллин и технический прогресс
На первые в новейшей истории Екатеринбурга публичные слушания пришли 197 человек – в основном это почему-то были женщины в деловых костюмах. На входе им раздавали небольшие папки с таблицами и диаграммами, и папки эти пришлись весьма кстати. Потому как, несмотря на усилия кондиционера и открытые окна, духота в зале стояла жуткая, и участники слушаний быстро превратили документы в импровизированные веера.
В президиуме сидели трое: глава финансово-бюджетного управления города Андрей Корюков, зампред городской Думы Яков Спектор и вице-мэр Николай Хальзов – последний и председательствовал на слушаниях. Самого мэра Аркадия Чернецкого в зале не было – он уехал с визитом на завод «Бетфор», производящий бехатоновую плитку (в городе, как известно, начался новый сезон укладки этой вездесущей плитки – так что поездка, безусловно, важная).
Для начала Хальзов напомнил двумстам собравшимся о регламенте – согласно нему, слушания начнутся с основного доклада главы ФБУ Андрей Корюкова и продолжатся содокладами депутата Гордумы Якова Спектора и замначальника управления ФНС по Свердловской области Татьяны Истоминой. Затем предоставят слово желающим. При этом простые жители для выступления должны были заранее направлять свои заявки в оргкомитет, а депутаты, например, имели право просто отослать записку в президиум и получить доступ к трибуне.
Один из таких депутатов присутствовал в зале – это был оппозиционер Олег Хабибуллин. Накануне слушаний знающие люди рассказали мне, что он собирается выступить и серьезно раскритиковать городские власти. В руках Олег Вахалиевич мял исписанные убористым почерком бумажки: было ясно, что он и впрямь намерен выбраться к микрофону.
Тут стоит сказать, что большинство журналистов расположились не в зале, а в специально отведенной комнате с видеотрансляцией. Туда же через несколько минут после начала попросили удалиться всех операторов с телекамерами. Увидев это, Олег Хабибуллин что-то тревожно спросил у замруководителя аппарата горадминистрации Сергея Тушина (г-н Тушин в отсутствие мэра Чернецкого и вице-мэра Тунгусова явно чувствовал персональную ответственность за ход мероприятия, поэтому выглядел чрезвычайно полномочно). Сергей Геннадьевич в ответ принялся объяснять про телетрансляцию, передачу звука и прочие чудеса прогресса – и, в конце концов, успокоил Хабибуллина (медиа-жажду последнего можно понять – ну не ради же двухсот собравшихся выступать с обличительными речами?).
Их ответ Маяковскому
Доклад Андрея Корюкова повторять особого смысла нет – цифры городского бюджета и так хорошо известны. Размер – около 10 миллиардов рублей, дефицит порядка двух процентов. Основные расходы – на образование, жилищно-коммунальное хозяйство и здравоохранение. Корюков - вообще человек весьма симпатичный: говорит всегда по делу, все свои цифры знает назубок и, несмотря на хорошую должность, одевается в скромные костюмы. Говорит хоть о скучном, а слушать его приятно.
- В общем, то, о чем говорит президент, мы выполняем, - констатировал Андрей Корюков, и в зале повеяло нацпроектами.
Старейший депутат Гордумы Яков Авдеевич Спектор рассказал про структуру бюджета и заодно обозначил его главную беду – недостаточные перечисления с вышестоящих уровней. При этом сделал он это не слишком смело:
- В этом году сильно выросли платежи из федерального и областного бюджетов, - мажорно начал он. – Но недостаток средств связан с тем, что таких перечислений должно быть больше! Собственно к исполнению бюджета претензий нет никаких.
Заместитель руководителя федеральной налоговой службы по Свердловской области Татьяна Истомина тоже бюджет хвалила. Как и любой налоговик, она весьма ловко обращалась со статистикой.
- На своих заседаниях мы обсуждаем недобор налогов с предприятий. Всего у нас было 155 таких заседаний. По их результатам добрали налогов 250 миллионов рублей. Эффективность – полтора миллиона рублей с одного заседания…
Пожалуй, это был первый на моей памяти аргументированный ответ бюрократии на стихотворение Владимира Маяковского «Прозаседавшиеся».
Лояльный городским властям депутат областной Думы Илья Борзенков, наверное, не очень знал, о чем тут еще можно говорить, поэтому в своем докладе он обильно цитировал вчерашнее послание Владимира Путина Федеральному собранию – сказал и про строительство бань, и про распределение полномочий, и про улучшение качества жизни. Только про товарища волка не сказал.
- Работа по реализации приоритетных национальных проектов началась в Екатеринбурге даже не в 2005 году, а значительно раньше, - сказал Борзенков. – А проблемы, обозначенные Путиным во вчерашнем послании, были очень актуальны для Екатеринбурга в прошлом году (то есть, президент серьезно опоздал – Д.К.). И вообще, чтобы не затягивать свое выступление – я думаю, депутатам городской Думы сейчас нужно сосредоточиться на контроле за исполнением бюджета 2006 года и начать думать о бюджете на 2007 год.
В принципе, после этого можно было бы разойтись, но сценарий слушаний предполагал еще ряд выступлений. Например, директора ТЮЗа Нины Кадочниковой. Как культурный деятель, она даже к обсуждению финансовых вопросов подошла творчески. Цифры бюджета, например, эта дама изящно величала «нравственными барометрами».
- За последние годы наш театр стал творческой лабораторией российского масштаба, - почти пела г-жа Кадочникова. – Недавно мы полным составом провели гастроли в Могилеве…
«Надеюсь, это все не заранее продуманный сценарий…»
Кроме того, на трибуну выбрался директор компании ООО «Парус» Владимир Фишелев. Жителям Екатеринбурга он известен прежде всего по тому, что именно его физиономия украшает крупный бигборд на перекрестке улиц 8-е Марта и Малышева в самом центре Екатеринбурга. Там этот самый г-н Фишелев уверенно улыбается, и сказано: «Устал грести – ставь «Парус»!» (Как я понял, компания Владимира Яковлевича занимается производством программного обеспечения; об информационных технологиях он и говорил).
- Я представляю тут не только себя. Я представляю всю нашу фирму. Весь наш трудовой коллектив. Всех пятьдесят человек! – размахивал он рукой.
Становилось скучно, и уже очень хотелось, чтобы на трибуну вышел Олег Хабибуллин. Наконец, он подошел к президиуму, передал записку Якову Спектору, и ему тут же дали слово.
Выбравшись к микрофону, Олег Вахалиевич для начала поздравил всех собравшихся с первыми публичными слушаниями.
- Хотелось бы надеяться, что это все не заранее продуманный сценарий, - сказал он и осторожно посмотрел на Сергея Тушина. – Нужно, чтобы бюджет реально проходил через такую чистку.
И Олег Хабибуллин начал чистку самостоятельно. Для начала он заявил, что бюджет Екатеринбурга совсем не дефицитный, а напротив – профицитный. Поэтому все разговоры о нехватке денег следует прекратить. Во-вторых, Олега Вахалиевича взволновало, куда уходят деньги за сдачу в аренду муниципального нежилого фонда. По информации депутата, всего город должен получать за аренду 1 миллиард рублей. Но в бюджет приходят только 500 миллионов. Судьба оставшихся денег сильно волновала депутата.
Потом Олег Хабибуллин хотел сказать еще что-то важное, но у него истек регламент.
- Понимаете, - говорил он, - бюджет это ведь не просто цифра «десять миллиардов». Бюджет – это очень сложный документ. Там очень, очень много строк. И очень много подстрок. Строки и подстроки, понимаете, строки и подстроки? И именно в этих строках, а также в этих подстроках, именно в них…
- Заканчивайте, Олег Вахалиевич, - устало попросил Николай Хальзов.
- Именно в них кроется самое главное! – многозначительно резюмировал Хабибуллин и покинул трибуну.
Корюков ставит точку
Еще несколько выступлений не стоят отдельных упоминаний. Разве что Андрей Бура, встав на трибуну сразу после Хабибуллина, прозрачным намеком попросил «ответственнее подходить к своим выступлениям».
Кроме того, еще 8 простых екатеринбуржцев также попросили слова. Их список зачитал вице-мэр Николай Хальзов. Мне запомнились некие В.Ш. и Н.М. Металиевы. При упоминании этой фамилии в заднем углу зала заметно оживилась пара среднеазиатской внешности. Наверное, это и были супруги Металиевы.
Выяснилось, что все заранее приславшие в оргкомитет заявки на выступление забыли указать в них те предложения, которые бы им хотелось озвучить. Вопрос о предоставлении слова поставили на голосование – и участники слушаний, устало обмахивающиеся папками и вытирающие лбы платками, дружно проголосовали против. «За» выступили разве что Олег Хабибуллин да несчастные Металиевы.
- Тогда давайте проводить итоговое голосование. Кто за то, чтобы рекомендовать Гордуме принять положение об исполнении бюджета? – с некоторым кокетством спросил Николай Хальзов.
«За» были 193 человека.
- Кто против?
Против был один. Олег Хабибуллин.
- Кто воздержался?
Воздержались супруги Металиевы. Наверное, в этот момент между скромной азиатской семьей и владельцем «Купца» установилось, как писал Сергей Довлатов, «частичное диссидентское взаимопонимание».
Можно было бы расходиться, но глава ФБУ Андрей Корюков решил ответить на четыре присланных из зала вопроса. Один из них был как раз о том, куда деваются деньги за сдачу в аренду недвижимого имущества города.
- 100% денег поступают на муниципальные счета в ЦБ РФ, - поставил точку в споре г-н Корюков. – И проверка прокуратуры подтвердила этот факт.
Таким образом, на вопрос Олега Хабибуллина был дан ответ. Я еще надеялся узнать, что хотели спросить у городских властей Металиевы, но позорно потерял их в толпе.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!