Филипенко vs Матвиенко
Губернатор ХМАО Александр Филипенко и глава Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко меряются силами – кулуарная борьба идет за право создания первой российской нефтяной биржи. О том, как хозяин Югры намерен обыграть бывшего вице-премьера правительства РФ и о том, почему у него больше моральных прав на реализацию одного из самых амбициозных нефтегазовых проектов последнего десятилетия – читайте на «URA.Ru».
Как стало известно нашему агентству, в столице Югры завершился первый этап создания стратегически важного для экономики и престижа автономного округа объекта. По нашей информации, губернатор Филипенко утвердил кандидатуры руководителей первой российской нефтяной биржи. Не исключено, что уже в ноябре-декабре этого года биржа пригласит на свою электронную торговую площадку российских и зарубежных трейдеров.
Напомним, что после того, как в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин рекомендовал создать в стране нефтяную биржу, в профильных министерствах вспомнили, что где-то в недрах правительства РФ под сукном лежит уже готовый план работы торговой площадки по реализации на открытых торгах углеводородов. В 2002 году Александр Филипенко впервые высказал свое видение будущей российской нефтяной торговли и попытался договориться с нефтяниками и высокопоставленными московскими чиновниками о создании в Ханты-Мансийске топливно-энергетической биржи.
По мнению губернатора Югры, такая торговая площадка смогла бы упорядочить процесс ценообразования рынка нефтепродуктов. Пока в России этого рынка нет. По оценкам специалистов, только 5% сырой нефти реализуется с использованием рыночных механизмов ценообразования. Остальные 95% продаются нефтяными компаниями дочерним структурам по заниженным ценам, в ущерб бюджетам отдельных регионов и страны в целом. Филипенко отстаивал цивилизованные механизмы взаимоотношений тех, кто продаёт, тех, кто покупает, и тех, кто контролирует этот процесс. Кроме того, биржа, должна была сразу начать работать на международном уровне, что немаловажно при стремлении России к укреплению своего влияния во всех областях мировой экономики.
Четыре года назад идею губернатора ХМАО оценили как утопическую и преждевременную. Сейчас же за право реализовать проект, который уже одобрил президент Путин, развернулась настоящая борьба. Столичные аналитики принялись наперебой высказывать свое видение ситуации. «Для биржи нефтепродуктов нужна отработанная специальная технология и готовая площадка. И в качестве нее вполне можно рассматривать Российскую торговую сеть», – считает аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Мангилев. А директор уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин заявил, что для этих целей больше подходит ММВБ, так как это единственная биржа в России, у которой есть опыт торговли на товарной бирже (с 2005 года на своей товарной площадке – Национальной товарной бирже – ММВБ торгует зерном). «Площадка должна находиться в месте сосредоточения потенциальных покупателей, а не продавцов. И как показали исследования, к таким регионам относятся только Москва, Питер, Екатеринбург и Краснодар», – высказал свое мнение господин Селянин.
На самом же деле, как стало известно «URA.Ru» из нескольких достоверных источников, основная борьба за право открытия первой российской нефтяной биржи всерьез развернулась только между Санкт-Петербургом и Ханты-Мансийском. Ни в том, ни в другом городе нет готовой базы для открытия торговой площадки. Но специалисты, посвященные в детальный план создания нефтяной биржи, говорят, что это и неважно. Дело в том, что первая российская топливно-энергетическая биржа будет вести только электронные торги. Иначе говоря, все сделки с нефтепродуктами должны совершаться в Интернете с помощью специального программного обеспечения под контролем единого российского трейдингового центра. Для такой торговли совершенно необязательно наличие развитых биржевых институтов. Ханты-Мансийск, Санкт-Петербург или, например, Рязань – географическое расположение центра российской нефтеторговли не повлияет на качество сделок.
По мнению наблюдателей, и у Александра Филипенко, и у Валентины Матвиенко есть свои резоны бороться за право размещения нефтяной биржи на подконтрольных им территориях. Во-первых, торговая площадка, на которой планируется сосредоточить большинство сделок с российскими углеводородами, будет приносить в региональную казну огромный дополнительный доход. Во-вторых, политический вес хозяина территории, которая «кормит всю Россию и укрепляет международный авторитет страны», безусловно, резко возрастет. Это не может не привлекать таких опытных политиков, как Филипенко и Матвиенко.
Эксперты считают, несмотря на явное превосходство Валентины Матвиенко как политика в схватке двух губернаторов Александр Филипенко имеет неплохие шансы победить и отстоять свое право основать первую российскую биржу в Ханты-Мансийске. У него есть три главных преимущества. Во-первых, идея родилась в Ханты-Мансийске, а значит, позиции хозяина Югры безупречны в морально-этическом плане. Во-вторых, все, что связано с нефтью и с взаимоотношениями с нефтяниками, – конек Филипенко. В-третьих, можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что на сегодняшний день в России не существует более детального, выверенного временем плана создания центра торговли нефтепродуктами, чем тот, который будет реализовывать Филипенко.
«URA.Ru» будет следить за развитием ситуации.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!