Сюрприз для элиты от прокурора: милая дама выведена в свет
Павел Кукушкин отметил год в должности свердловского прокурора и подарил себе вечную память. Во вторник он провел первое в новейшей истории области совещание с участием судей, прокуроров, милиции и гражданской власти. Четыре часа подряд стороны перебрасывали друг на друга ответственность за рост преступности и обязанности по борьбе с ней. Корреспондент «URA.Ru» пробыл на празднике прокурора от начала до конца и готов поделиться своими наблюдениями. Чей доклад понравился Воробьеву, о чем ностальгировал Овчарук, каким играм учит детей Малых, как оправдывался Воротников, почему только Чернецкий решился высказать президиуму все, что думает, зачем Кукушкин заготовил своим гостям неприятный сюрприз и многое другое – в материале нашего агентства.
Координационное совещание началось в большом зале екатеринбургского Дворца молодежи ровно в 10 часов. Для Павла Кукушкина это было второе крупное мероприятие с участием свердловской элиты (первое прошло в начале января, накануне Дня работника прокуратуры) и первое, на котором предстояло выступить с личным отчетом. В начале года подводить итоги собственной работы Пал Палыч не мог – депутаты Облдумы утвердили его в должности только 20 сентября 2005-го. Первые месяцы новый прокурор менял неприятных себе подчиненных, раздавал новые директивы и выстраивал систему работы. 29 августа 2006-го подводить итоги уже не мешало ничего.
Кукушкин забыл о коррупции
Правда, желающих услышать их было немного – большой зал не заполнился даже на четверть, хотя приглашались представители самых многочисленных силовых структур. Возможно, произошло это потому, что Павел Кукушкин - уже не загадка для свердловчан, не представляет угрозы. Тот же губернатор Эдуард Россель, несмотря на ужасные морозы, приехал в январе на коллегию прокуратуры, а в этот раз совещание проигнорировал – отправился в Невьянск. Никого не делегировало и уральское полпредство, обычно внимательно следящее за любыми действиями силовиков.
Доклад Павла Кукушкина только подтвердил эти предположения. Прокурор говорил обо всех видах преступлений, кроме коррупции, злоупотреблении и превышении служебных полномочий. «На одну художественную школу, спортзал приходятся десятки дискотек, компьютерных клубов, где детям прививается скачанная с компьютеров психология жестокости и потребительства, - негодовал Кукушкин. – Прокуратура поддерживает введение ограничений на распространение информации, культивирующей силовой вариант решения проблем».
Шутки Владимира Воротникова
Прокурор говорил много и долго, переходя от одной проблемы к другой, используя массу цифр. Членам президиума (а за столом собралось аж 16 человек) этих показателей показалось недостаточно, и многие под мерный доклад Павла Кукушкина изучали выданные справки о ситуации в области. Например, мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, который из документов мог узнать, что число разбоев за 7 месяцев 2006-го по сравнению с таким же периодом 2005-го осталось прежним – 1528. Это уже плюс, поскольку нет роста. Рост числа грабежей составил лишь 9%, хотя в прежние годы был намного выше. Пал Палыч мог бы записать себе в заслугу уменьшение числа убийств с 714 до 674, а также увеличение их раскрываемости.
Тем, кто по долгу службы знает все эти цифры и без справок прокуратуры, на координационном совещании было тоскливо. Председатель областного суда Иван Овчарук периодически расчесывал волосы, поправлял прическу. Начальник ГУВД области Владимир Воротников постоянно порывался поговорить с кем-нибудь из соседей по президиуму. Сидевший слева от генерала прокурор Николай Коротков от общения отказался, а вот спикер Облдумы Николай Воронин сказать «нет» главному свердловскому милиционеру не смог и отвлекался от бумаг, чтобы послушать то одну, то другую историю Владимира Александровича. По Воронину и Воротникову было видно – истории веселые, оба руководителя периодически прыскали в кулачок. А ведь поводов для смеха Павел Кукушкин не давал: он жаловался на рост числа наркоманов и алкоголизацию населения, просил принять законы, запрещающие продажу алкоголя рядом со школами и больницами. Премьер Воробьев, уже год отказывающийся вводить запрет на ночную продажу алкоголя, сидел с отсутствующим видом и, как будто медитируя, потирал ладошки. Павел Кукушкин просил объединить усилия всех организаций для борьбы с ростом преступности.
«Я не хочу быть магнатом»
Его поддержал и Владимир Воротников, выступавший со вторым докладом. «Наука указывает на сотни причин, стимулирующих рост преступности. Милиция может справиться только с третью из них. Все остальные причины носят индивидуальный характер», - сразу расставил нужные себе акценты начальник ГУВД, которого уже четыре года критикуют за рост числа преступлений. Всем недоброжелателям, упорно отправляющим его в отставку, он сообщил: Свердловская область не только вторая в России по числу совершаемых преступлений, но и вторая по их раскрываемости.
В запале милиционер покритиковал руководителя собрания – прокурора Кукушкина, чьи подчиненные отказываются работать рука об руку с милицией, а также муниципальные власти, не решающие проблему с жильем для участковых и не принимающие комплексных программ по борьбе с преступностью. Но далеко в своей критике Владимир Александрович заходить не стал, закончив нагоняем собственным сотрудникам. «Я мало слышу от вас докладов о том, что не выполняются постановления правительства, указы губернаторов», - сгребая в руку листки с докладом, выругался господин Воротников и освободил трибуну для Ивана Овчарука.
«Суды стараются работать в таком русле, чтобы раздать всем невестам по серьгам», - начал председатель областного суда и привел доказательство: в прошлом году в суды поступило из прокуратуры 50 тыс. уголовных дел и все в течение года были рассмотрены. «У меня судьи плачут, ревут. В основном женщины, - вышибал из собравшихся слезу господин Овчарук. – Руки не справляются печатать, тяжело психологически. Я им говорю: «Я вас отговаривал. Не ходите в судьи – это тяжело, трудно. Но раз пришли – работайте». Главный судья рассказывал о труде своих подчиненных, а Владимир Воротников опять что-то обсуждал уже с Павлом Кукушкиным. В итоге с ним согласился разговаривать и Николай Коротков, которому на излете полутора часов происходящее явно надоедало.
На трибуне Иван Овчарук советовал возрождать советскую систему горкомов и исполкомов. Сначала только для трудоустройства освободившихся из мест лишения свободы. Потом и для других целей: «Молодые мужики копаются в мусоре. Наверно, надо с ними что-то делать?, - прядь волос упала судье на лицо. Он деловито поправил ее и продолжил. - Надо возрождать практику выездных процессов, когда на производство выезжал суд, проводил заседание и наказывал виновного работника завода». Вот так выглядит профилактика преступности по-судейски. Досталось и журналистам, рвущимся за «жареными фактами» о проступках судей и милиционеров. «Мы хотели создать собственную газету, а меня тут же назвали медиа-магнатом. Не хочу я быть никаким магнатом», - пожаловался господин Овчарук, после чего посоветовал «врываться смелей на теле- и радиоканалы, печатать в газетах коллективные интервью. Население должно знать нас в лицо», - напутствовал собравшихся Иван Овчарук.
Чернецкий снова дает задания правительству
Желанию силовиков переложить весь груз ответственности на гражданские власти противостоял давно известный всем в лицо мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. «В проекте решения по итогам сегодняшнего совещания четыре страницы посвящены рекомендациям главам муниципальных образований. Мне говорить об этом просто, потому что мы большую часть уже давно выполняем. Мы в Екатеринбурге тратим на программы по профилактике 40 млн. рублей. Написано все правильно, но надо чтобы при разработке бюджета области на 2007 год эти расходы городов учитывались», - завел уже подзабытую в области тему неправильного формирования бюджета Аркадий Чернецкий. Алексей Воробьев смотрел не в зал, а в пол.
Мэр не останавливался и отчитывал милицию («У нас есть 17 тысяч старших по дому. Они настроены на работу с милицией, но не призваны на эту работу»), а затем снова правительство («Я бы поставил вопрос перед правительством о принятии регионального закона по квотированию рабочих мест для лиц, вышедших из мест лишения свободы. Чтобы был жесткий спрос»), и опять правительство («Ситуация с милицией общественной безопасности сложная, набор не получается – нет ресурса по жилью. Надо принять решение и строить крупные общежития»).
Тема с общежитиями очень понравилась уполномоченной по правам человека Татьяне Мерзляковой. На трибуне она начала пенять мэру за то, что, выселив незаконно проживавших граждан России, туда заселили выходцев из Китая и Восточной Азии. «Надо строить социальное жилье», - заключила она, села на место в президиум и тут же была раскритикована мэром. Аркадий Чернецкий повернулся к уполномоченному и с жаром начал доказывать ей неправоту. Высказался, сел нормально, но долго так сидеть не смог – снова начал спорить с Татьяной Георгиевной. Препирательства длились несколько минут. На другом конце президиума правил бал Владимир Воротников, среди слушателей которого оказался и начальник УФСБ Борис Козиненко.
«Ковалева опять скажет: «Не положено»
А на трибуне появился гендиректор «Уралвагонзавода» Николай Малых и начал рассказывать, как он прививает жителям Нижнего Тагила любовь к порядку. В детских садах, например, устанавливают компьютеры с игрушками, в которых можно собирать вагон, танк или экскаватор:
- Вот открыли храм. И там тоже с преступностью боремся. Батюшка в храме – наш, - Николай Александрович замолчал, подбирая нужно определение.
- Агент, - подсказали в зале.
– Наш армейский священник, - нашелся директор. Прокурор Кукушкин заулыбался.
- Мы в год тратим на профилактику правонарушений от детского сада до рабочего места 200 млн. рублей. Было бы хорошо, если бы нам часть затрат компенсировали, - заканчивал Николай Малых явно на важной для себя теме.
Следом шел мэр Нижнего Тагила, который, как и его екатеринбургский коллега, не хотел в одиночку отвечать за рост преступности.
- Правильно говорит Аркадий Михайлович, - продолжил он наступление на областные власти. – Нам надо посчитать наши затраты на профилактику и предусмотреть в бюджете соответствующую графу.
Воробьев и Воронин повернули головы в сторону докладчика.
- А то опять Мария Александровна (Серова – министр финансов. – Прим. ред.) будет говорить: «Не положено». Ковалева будет говорить: «Не положено». Да сколько можно. Надо делать, а не смотреть «положено - не положено». Спрашивают то все с нас, с глав, - завелся мэр Нижнего Тагила.
Сюрприз от Пал Палыча
Но настоящим шоком для собравшихся стало выступление доцента из юридической академии Ольги Родионовой. Все время совещания она сидела в президиуме, с края, выделяясь своей скромной белой блузой из ряда дорогих пиджаков (даже Татьяна Мерзлякова была официальна). Знакомые в прокуратуре рассказали, доклад госпожи Родионовой был сюрпризом для собравшихся от Павла Кукушкина. Последнему давно нравятся идеи Ольги Николаевны и, подводя итоги первого года своей работы, он пригласил ее на совещание, дав возможность огласить свои весьма смелые проекты.
- Сегодня здесь много сказали о возрождении прежних механизмов борьбы с преступностью, но изменения в нашем обществе, в стране таковы, что многое вернуть невозможно. Это не будет давать результата. Добровольные народные дружины не создаются, потому что партийной силы нет, аналогичной структуры нет и не будет, - с ходу начала госпожа Родионова. Алексей Воробьев удивленно смотрел на нее.
Дальше доцент начала доказывать, воссоздаваемые дружины не способны справиться с современными преступниками, не имеют необходимых навыков и знаний.
- Сейчас вы ставите задачу и под нее смотрите ресурсы, а может, лучше посмотреть имеющиеся ресурсы и под них сформулировать задачи?, - спросила собравшихся Ольга Родионова. Зал впервые за три часа оживился и начал обсуждать идею, поданную с трибуны.
- Хотим мы того или нет, но каждое действие правоохранительных органов работает на профилактику правонарушений. Может, нам стоит задуматься, что мы делаем, отдавать себе отчет в том, что мы делаем каждый день, как отразится на профилактике наше решение, и тогда самих профилактических акций потребуется меньше, - задала последний вопрос докладчик, совершив, как мне показалось, революцию в умах многих силовиков. Ректор УрГЮА, сидевший в президиуме, принялся разъяснять своим соседям (Козиненко и Короткову), что же за идеи озвучила доцент.
Жаль только, что следующие докладчики сделали все, дабы подавить эту революцию. Руководитель народной дружины поселка Горноуральский Нина Данилова начала читать стихи и просить отгулы для каждого, кто прошел один рейд с ее дружиной. Но больше других постарался Алексей Воробьев. Он прямо указал всем докладчикам, каким должно быть выступление, чтобы понравилось второму лицу в области. «У Малых очень хорошее выступление. Мне очень понравилось, - без тени иронии говорил премьер. – Он и за сегодня знает, и за завтра». Алексей Воробьев объяснил почему – Малых взял профилактику преступности на себя, читай, снял ответственность с властей. Воробьев посоветовал так сделать всем.
- Для чего мы должны бороться? Для настоящего и будущего. Вот Малых работает, и у «Уралвагонзавода» есть будущее. Есть программы профилактики в городах, ведется работа – есть у городов будущее. Нет – забудут главу, когда он будет власть передавать, никто не вспомнит. То же касается и области, - жестко сказал Воробьев. На совещании становилось страшно находиться. Учитывая, что за шесть лет преступность на Среднем Урале выросла в полтора раза, следующий логический вывод в адрес губернатора грозил стать политической сенсацией. Премьер взял паузу, но делать громкие заявления не стал.
Он решил ответить всем выступающим. Аркадию Чернецкому и Николаю Малых напомнил, что в их бюджетах область по старинке учитывает расходы на силовиков, давно вышедших из-под контроля городов. Замечания Ольги Родионовой о другом времени признал справедливыми, но посчитал, что заводы все равно, как и прежде, должны бороться с преступностью. Брать на себя ответственность Алексей Воробьев явно не хотел. Влетело и Николаю Малых, попросившему компенсировать часть расходов. «Рыночная стихия его захлебывает, - сочувственно произнес премьер. – Деньги – это… приходящее».
Спорить с ним не стал никто. Закрывавший совещание Павел Кукушкин попросил прощения за нарушенный регламент (мероприятие длилось на час дольше, чем планировалось). «Мы год назад еще хотели провести такое совещание, но смогли только сегодня. Ничего, что нарушили регламент, – все-таки такое совещание прошло в области впервые с советских времен. Да что в области, по всей России таких совещаний было всего несколько. Жду все предложения до 10 сентября», - закончил Павел Кукушкин. Подводить новые итоги будут, видимо, в январе. Интересно, кого тогда объявят ответственным за преступность.
«URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Михаил Вьюгин
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!