Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

Сегодня годовщина, о которой все молчат: 15 лет назад уральские пилоты спасли тысячи жизней, а заодно репутацию России и Югославии

Сегодня, 19 августа, уральская авиация отметит трагический юбилей - 15 лет с момента крушения самолета Ил-76 неподалеку от аэропорта «Сурчин» в Белграде.
 
В ночь на 20 августа 1996 года свердловский экипаж авиакомпании «SPair» – одного из первых российских грузовых авиаперевозчиков – должен был в штатном режиме вылететь из Белграда, но сделать этого без ЧП не смог. Сразу после взлета отказала взлетная энергетика: в кабине пилота отключились электроприборы, исчезла связь с землей, перестала работать гидросистема рулей управления. Экипаж, чей самолет к этому моменту был между нижним и верхним слоями облаков, оказался в кромешной темноте с оборудованием, использование которого требовало титанических усилий. Как пояснял позже председатель комиссии по безопасности полетов РФ Иван Мулкиджанов, на борту отказало «буквально все, что могло отказать».
 
В аэропорту Белграда искали самые разные способы выйти на связь с ИЛом: в воздух был поднят военный истребитель, который должен был показать российскому экипажу место посадки. Но из-за мизерной видимости и отсутствия радиоконтакта, этот план был сорван. Надежда оставалась лишь на самостоятельную посадку ИЛа. К этому моменту полет всех воздушных судов, следовавших через Югославию, был запрещен. Позже СМИ сообщали, что ночное ЧП поставило на ноги не только службы аэропорта, но и многих жителей столицы: разбуженные шумом самолета, пытающегося зайти на посадку, белградцы выбегали на улицы и смотрели в небо.
 
Экипаж ИЛа предпринял почти десяток попыток зайти на посадку, кружил над Белградом более трех часов, но сесть так и не смог. При последней попытке, когда до земли оставалось всего 50 метров, свердловчане, наконец, увидели разметку взлетно-посадочной полосы. Около 5.17 капитан воздушного судна Владимир Стариков, прижимая самолет к земле, решил все же еще раз попытать удачи и приблизиться к аэродрому. Шасси выпустить не удалось, и самолет упал неподалеку от резервной грунтовой полосы в кукурузное поле в 3 километрах от аэропорта. Удар был настолько силен, что обломки фюзеляжа ушли под землю на большую глубину. После этого самолет загорелся.
 
Пожарные потушили огонь, полиция оцепила место катастрофы. Было установлено, что все 10 членов экипажа и 2 югослава, сопровождающих груз, погибли.
 
Не сказанным осталось главное - слова о подвиге экипажа. Имея исправные двигатели и полные баки горючего, уральцы могли спокойно выйти из воздушного пространства Югославии и пролететь эту ночь, приземлившись в светлое время суток в любой иной точке планеты. Но не сделали этого. Друзья погибших уверены: это произошло, поскольку экипаж понимал меру своей ответственности за груз, споры о котором идут до сих пор. Официально сообщалось о неких парашютах, переправляемых на Мальту, о партии автомобильных шин, а вот неофициально - о пиропатронах для катапульт советских МиГов, эксплуатировавшихся в Ливии.
 
Это происходило в момент введения официальных санкций ООН в отношении режима Каддафи, взявшего на себя ответственность за теракты в Европе. Ливия находилась под эмбарго на импорт оружия и военной техники. Сядь самолет ОАО «SPair» в любой иной стране - это моментально стало бы поводом для международного скандала. Тут же родилась бы версия, что через «SPair» российские власти продолжали неофициально обслуживать военную технику одного из крупнейших своих покупателей, а Югославия была лишь третьей стороной, позволявшая легализовать перевозку.
 
И экипаж решил не становиться игрушкой политических игр. Вместо спокойного полета, парни рвали непослушный штурвал, пытались пойти на посадку в Белграде. И погибли.
 
27 августа 1996 года уральцев доставили на родину, а затем - со всеми подобающими почестями – похоронили на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге. Правда, семьи десяти погибших пилотов, бортмехаников, бортпроводников и других членов экипажа до сих не получили никаких компенсаций.
 
В 2000 году гендиректор авиакомпании Валерий Спурнов получил от международной комиссии по расследованию того происшествия заключение: «Экипаж в полном объеме и тщательно выполнил свои обязанности, ошибок со стороны экипажа и со стороны авиакомпании «SPair» нет». Наиболее вероятной причиной катастрофы указан технический просчет изготовителей самолета.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...