Нет сил терпеть! Уральские страховщики раскрыли страшную тайну. Опасные объекты на Урале страхуются по «кривым» откатным схемам
В редакцию «URA.Ru» обратился бывший сотрудник одной из федеральных страховых компаний, который устал наблюдать за беспределом, творящимся на рынке страхования опасных промышленных объектов (ОПО). Знакомый с внутренней кухней источник рассказывает, что хочет добиться возбуждения в Свердловской области первого уголовного дела, связанного с вымогательством и коммерческим подкупом при заключении договора страхования ОПО. В ближайшее время в отдел по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией полицейского главка будут переданы документы, подтверждающие наличие системы взяток и откатов.
Стоит напомнить, что обязательная страховка ОПО была введена после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (принадлежит ОАО «РусГидро»), в которой погибли 17 человек, а на восстановление потребовалось 40 млрд рублей. Тогда федеральные власти решили ужесточить требования к безопасности объектов и сократить расходы бюджета на устранение последствий за счет страховки. Государство обязало владельцев опасных объектов заключить договоры со страховыми компаниями. Они должны формировать из этих денег резервы и выплачивать из них компенсацию за погибших рабочих, за ущерб жителям расположенных неподалеку домов. Чтобы страховщики не занимались демпингом, для всех были установлены единые правила игры и тарифы.
Однако конкурирующие между собой игроки рынка нашли лазейку, чтобы «заманить» клиента и заставить его подписать договор. Топ-менеджерам предприятий стали делать предложения, от которых не каждый может отказаться: страховая компания обещает вернуть в конверте какому-то высокопоставленному сотруднику лично часть от цены контракта. «Так как суммы всегда разные, в зависимости от количества и характеристик страхуемых объектов, откаты тоже отличаются и могут достигать от 40 до 60%. Некоторые посредники обещают возврат до 50% при заключении договора с „Цюрихом“, „Югорией“ и „Согазом“. Условно говоря, если договор тянет на 1 млн — откат может составить 500 тыс. Из них 20% идет посреднику», — говорит собеседник «URA.Ru».
Агенты (это могут быть как брокерские компании, так и частные лица) в таких схемах появляются очень часто. Многие из них работают параллельно на несколько страховых организаций и обещают клиенту найти страховщика, который сможет «откатить» больше всего.
Некоторые участники страхового рынка не исключают, что иногда агент может обманывать и страховую компанию, и владельца опасного объекта, чтобы извлечь максимальную пользу для себя. «Например, на предприятии агент говорит, что это страховщик предлагает дать денег за контракт. А страховую посредник убеждает, что без отката клиент ничего подписывать не будет. То есть одну сторону он склоняет к взятке, другую — к коммерческому подкупу. По крайне мере, Уголовный кодекс квалифицирует его деяния именно так», — говорит один из экспертов страхования ОПО и отмечает, что иногда в роли посредников выступают знакомые или родственники сотрудников страховой компании или менеджеров предприятий.
В пример источник приводит ситуацию в одной из федеральных страховых компаний, в которой начальник профильного отдела осуществлял «откатные» сделки и зарабатывал лично при помощи родственников. Он добился заключения договора между страховой компанией и частным экспертом — его матерью. Никакой оценки рисков она, естественно, не проводила. За эту аферу сотрудник был уволен. А компания лишилась части резерва и части будущей прибыли — всего было выведено 6 млн рублей.
Директор свердловского филиала «Росгосстрах» Вадим Каточиков объясняет, что резервы — это тот самый фонд, из которого в случае чрезвычайного происшествия должны осуществляться выплаты. Так как в ситуации с ОПО страховые суммы весьма велики (опасные объекты нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности — 50 млн рублей, сети газоснабжения и газопотребления, включая межпоселковые газовые сети — 25 млн рублей, прочие опасные объекты — 10 млн рублей), подход к формированию резервов должен быть очень взвешенным. Если этого нет, то значит, что компания не ставит перед собой стратегических задач, планов работать на рынке всерьез и надолго. Может быть, есть намерения в перспективе объединиться с какой-то другой компанией, или «продаться» более сильным игрокам страхового рынка. Тем самым ответственность перекладывается на будущего собственника, считает г-н Каточиков.
Руководитель уральского межрегионального Союза страховщиков «Белый Соболь» Олег Цыпулин говорит, что откаты, о которых идет речь — проявление растущей конкуренции на страховом рынке. «Страховщики устанавливают для посредника привлекательные комиссии, вознаграждая за заключение договоров в последующем. Думаю, что ни один добропорядочный страховщик не проводит политики „откатов“ намеренно. Первым лицам или собственникам компаний схемы, сопряженные с нарушениями закона, не нужны. Большому руководителю в Москве не очень интересен какой-то конкретный объект на Урале. Им нужна статистика. Поэтому менеджеры проявляют такую инициативу», — считает Цыпулин.
Он добавляет, что в уральском регионе в целом ситуацию по страхованию ОПО достаточно стабильная и рынок будет расти. В УрФО страхованием ОПО занимаются 20 игроков рынка, которые аккумулируют 96% сборов. В Тюменской области (более 400 млн рублей премий и около 8 млн выплат) безусловными лидерами рынка являются «Согаз», «Сургутнефтегаз», «Росгосстрах». На втором месте — Свердловская область (сборы — 300 млн, выплаты — 2,4 млн), где в «топ-3» входят «Росгосстрах», ВСК, СОГАЗ. Далее следует Челябинская область (премии — 200 млн рублей, выплаты — 1,5 млн).
По итогам прошлого «пилотного» года (страхование ОПО стало обязательным с января 2012 года) в УрФО были застрахованы 60% объектов, и в 2013 рынок ОПО может вырасти еще на
Так, начальник ГО ЧС регионального центра МЧС по УрФО Всеволод Жолобов ранее заявлял, что на Урале мало шахт (дорогая страховка), и много ОПО в сегменте гидротехнических сооружений. Треть из них (982 объекта) расположена в Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО), 863 — в Свердловской области, 836 — в Челябинской области, и меньше всего 167 — в Курганской области. А общее число объектов, по словам руководителя проекта страхования ОПО филиала «Уральская дирекция» ОАО «СК «РОСНО» Татьяны Бойцовой, достигало 3 тыс. Впрочем, сейчас участники рынка говорят, что только в Свердловской области не менее 6 тыс. опасных объектов.
Как ожидается, более точные цифры могут появиться к концу года, когда будет составлен единый государственный реестр объектов, подлежащих страхованию ответственности. И если владельцы страховых компаний не ужесточат контроль над схемами, которые используют их сотрудники, они продолжат наращивать репутационные риски и терять деньги. Это значит, что в случае серьезного ЧП на опасном объекте страховая компания просто не найдет денег на покрытие убытков.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.