А вы говорите «инновации», «инвестиции»! В Екатеринбурге «человеки труда» притесняют «людей ума». Друзья Холманских делают изобретателей бездомными
Тема инноваций в Екатеринбурге, да и России в целом в последние годы одна из самых любимых. Ей посвящена половина бизнес-форумов и выставочных мероприятий, в том числе, теперь уже федеральный «Иннопром». Между тем в столице Урала тихо погибает один из оплотов инновационного развития - Свердловская областная общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Федерация профсоюзов Свердловской области (ФПСО), возглавляемая Андреем Ветлужских, и Научно-техническое общество (НТО) потихоньку вытесняют местный ВОИР из Уральского Дома науки и техники, что на Бардина, 28.
Уральский дом науки и техники обосновался в этом здании, которое сегодня больше известно кинотеатром «Юго-Западный», в 1984 году. В его строительстве принимали участие Федерация профсоюзов, местный ВОИР и НТО. И в соответствии с их вкладом доли в Доме распределились следующим образом: по 10% первым двум участникам и 80% - НТО.
Но, как уверяет председатель областного ВОИР Алексей Окунев, организация изначально была обделена площадями («при социализме никто ничего не делил, а потом начался беспредел»). Сегодня на долю изобретателей приходится не более 8% совокупно в обоих корпусах здания. При этом Федерация профсоюзов и НТО пытаются инициировать новый передел собственности, чтобы еще больше «населить» здание коммерческими структурами. Но не тут то было: ВОИР впервые решил побороться за свои права. Окунев отказался подписывать документы о новом распределении долей. В ответ ФПСО и ООО «Уральский дом науки и техники» (аффилированная с НТО коммерческая структура) объединили усилия и пошли в суд. В итоге общественные организации, работающие, казалось бы, во имя общих высоких целей, встали на тропу войны.
«Я решил, что не оставлю это просто так. Самые интересные помещения давно уже сдаются в аренду предпринимателям, а нам они пытаются отдать то, что не используется – вплоть до коридоров, где ничего толком не разместишь. Когда-то в здании была большая столовая, гардероб, проводились собрания обкома партии… У нас были площадки под мастерские. Но сейчас все усеяно коммерсантами – кинотеатром, точками по продаже попкорна. Даже территорию вокруг здания задействовали автостоянкой и сервисом. И имеют с этого неплохие деньги, а нам ни копейки не перепадает, хотя мы являемся совладельцами здания», - отметил Окунев. Собственные затраты ВОИРу удается отбивать, сдавая в аренду часть своих скудных площадей – тем компаниям, которые хоть какое-то отношение имеют к научным разработкам.
Но ВОИР, если верить Окуневу, все равно еле сводит концы с концами: «У нас старая мебель, маленькие зарплаты. При этом, мы ведем очень важную работу, и хоть и бедные, но умные. В ВОИР абсолютно бесплатно можно получить консультацию по оформлению патентов, которая на рынке стоит 30 тыс. рублей. Наш авторитет в смежных организациях по всей России очень высок, и в правительстве региона вроде бы находим понимание и поддержку. Но пока ситуация не особо меняется», - отметил Окунев.
Общественник намерен искать поддержку у губернатора Свердловской области, к которому сейчас готовит обращение. Другого выхода не видит: за год своего председательства предводитель изобретателей трижды пытался найти компромисс с главой ФПСО Андреем Ветлужских, но тот на встречу не идет. «Я бы не хотел о нем отзываться плохо. Мы выходцы с одного предприятия, в волейбол вместе играли. Наверное, власть портит людей… Не берусь судить», - добавил глава областного ВОИР.
Выяснить версию происходящего Ветлужских сегодня не удалось – его телефон в последние дни недоступен. Стоит напомнить, что Ветлужских – не только лидер профсоюзного движения, но и ближайший соратник полпреда Игоря Холманских по проекту «Движение в защиту человека труда» («ДЗЧТ»).
В ФПСО заверяют, что ни о каком вытеснении ВОИР не может быть и речи, а инициированное распределение долей необходимо, чтобы "как раз не было ущемлено ничье право, особенно ФПСО и ВОИР, которые в данном случае являются мелкими дольщиками".
"Между тремя совладельцами здания давно существует договор, где эти метры и конкретные кабинеты определены. Теперь мы решили окончательно узаконить свою собственность. Это и законно, и логично с хозяйственной точки зрения: получить свидетельство на право собственности, возможно провести ремонт в помещениях и использовать их в соответствии с решениями президиума ФПСО. Многие не знают этого факта, но более 15 лет Федерация профсоюзов совершенно бесплатно отдавала свои метры под библиотеку. И только в последнее время Министерство культуры платит за аренду – по цене гораздо ниже рыночной стоимости. Так что никакого ажиотажа вокруг нашего иска в арбитраж нет, как нет передела и желания «притеснять» ВОИР. Мы всегда уважали позицию этой общественной организации и готовы к активному сотрудничеству с ними. Если суд и нам, и им добавит какие-то площади, то будем рады. Другое дело, что мы тоже раньше пытались доказать, что профсоюзам там должна принадлежать большая доля, ведь мы финансировали сети и другие работы по подготовке стройки. Но и это не получилось зачесть при определении нашей доли - после определения процентов прошло почти 20 лет. Юристы ФПСО предложили именно такую процедуру оформления документов»", - заявил "URA.Ru" заместитель председателя ФПСО Алексей Киселев.
Стоит отметить, что еще до вхождения в руководящий состав упомянутой организации, Ветлужских, будучи профсоюзным вожаком, был замечен в манипуляциях с недвижимым имуществом ФПСО. Речь идет, в частности, об офисных помещениях в центре Екатеринбурга, гараже и гостинице, находящейся по адресу улица Шаумяна, 83. По словам информированного источника «URA.Ru», для заработка на имуществе уже много лет используется одна и та же схема. В соответствии с ней, находящаяся в распоряжении ФПСО недвижимость по сверхльготным расценками передается в аренду коммерческим организациям, имеющим право пересдавать объекты в субаренду. Уже в ходе «перепродажи» права прибыль от аренды увеличивается до рыночного уровня.
«Нужно учесть некоторую особенность, позволяющей схеме существовать. Дело в том, что все вопросы подобного рода решаются коллегиально, но проекты решений готовятся в руководстве и против них, обычно, не возражают. Да и ответственность распределена так, что виновных нет. По приблизительным подсчетам, прибыль составляет до 3 млн рублей в месяц», - объяснил собеседник агентства «живучесть» схемы.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!