Привилегированные нары. Пермские правозащитники проверили жалобы участницы Pussy Riot. «Алехина отбывает срок в удивительных условиях»
Пермские правозащитники, члены общественной наблюдательной комиссии Игорь Аверкиев и Сергей Исаев опубликовали отчет о посещении 29 мая исправительной колонии № 28 регионального ГУФСИН, где содержится осужденная участница панк-группы Pussy Riot Мария Алехина, на тот момент находившаяся в состоянии голодовки. Поводом для проверочных действий послужила жалоба самой Алехиной, и в их рамках общественники посетили санчасть ИК-28, отряды №№ 2, 11, 16, магазин, а также конфиденциально пообщались с голодающей и обсудили итоги увиденного с руководством учреждения.
«Мы были удивлены, в каких уникальных и, по сути, привилегированных условиях отбывает наказание Алёхина М.В., – пишут правозащитники в «Заключении о соблюдении прав человека в ФКУ ИК-28». – Почти ежедневно она встречается с одним из своих адвокатов или с гостями из Москвы. Встречи могут длиться по 3-4 часа в день. В день нашего посещения, сразу после нас, Алёхина М.В. встречалась с двумя своими друзьями, приехавшими из Москвы. Ни о какой "информационной блокаде" в таких условиях речи быть не может».
Более того, Игорь Аверкиев и Сергей Исаев прямо заявляют, что не могут согласиться с большинством доводов жалобы осужденной. Лишь по двум пунктам правозащитники признали правоту Алехиной. Это, во-первых, переполненность отряда № 16, где на момент визита содержались 87 человек против расчетного количества в 69, тогда как в соседнем одиннадцатом было наоборот: 57 женщин при санитарной норме в 64. Во-вторых, общей проблемой всех исправительных колоний пермского ГУФСИН является отсутствие горячей воды.
«Насколько мы знаем, – отмечают члены ОНК, – горячего централизованного водоснабжения нет ни в одной из пермских колоний и в подавляющем большинстве российских. Пользоваться горячей водой заключенные имеют возможность только в бане, и на некоторых производствах бывают душевые. В настоящее время оборудование для нагрева воды устанавливается только в клинических больницах и инициативно начальниками отдельных учреждений. Мы убеждены, что в современных условиях отсутствие горячего водоснабжения, по крайней мере, в женских колониях, безусловно, создает ситуацию, унижающую человеческое достоинство. Эта проблема давно назрела. С нашей точки зрения, ФСИН и Правительство РФ должны изыскать средства для реализации федеральной программы по обеспечению горячим водоснабжением российских мест лишения свободы. Как минимум, на первом этапе горячим водоснабжением должны быть обеспечены исправительные колонии для женщин и несовершеннолетних».
Соглашаются правозащитники и с тем, что осужденная участница Pussy Riot имела право настаивать на личном присутствии в суде при рассмотрении вопроса об ее условно-досрочном освобождении, тогда как судья Шаламов провел процесс в режиме видеоконференцсвязи. Вообще, ряд экспертов «URA.Ru» полагают, что отказ от доставки Алехиной на заседание Березниковского городского суда 23 мая и последующий отказ в УДО были связаны с ожидавшимся на следующий день визитом в Березники вице-премьера федерального правительства Аркадия Дворковича. Ведь затянись процесс на сутки, ситуация могла бы развиваться непредсказуемо: кремлевский чиновник вдруг решил бы заскочить на заседание, или группа поддержки Алехиной обратилась бы к Дворковичу с петицией в присутствии журналистов – в любом случае поворот был бы нежелательным для властей.
То есть решать вопрос об УДО на тот момент суд мог только по видеоконференцсвязи, считают эксперты «URA.Ru». Проверяющие же из ОНК пишут в отчете: «Проведение судебного разбирательства с применением средств видеоконференцсвязи является разумным способом обеспечения принципа публичности судопроизводства, с учетом ограничения передвижения лиц, привлеченных к уголовной ответственности… Оно направлено на повышение доступности и на уменьшение себестоимости судебного разбирательства и воспринимается как мера прогрессивная. В Пермском крае дела об УДО, как правило, рассматриваются в режиме видеоконференцсвязи или на выездных заседаниях судов непосредственно в колониях. Алёхиной М.В. был предоставлен стандартный для Пермского края вариант судебного рассмотрения заявления об УДО – то есть в формате видеоконференцсвязи. Однако удовлетворение желания заявителя лично присутствовать на судебном заседании, какими бы мотивами он ни руководствовался, мы считаем важнейшей гарантией реализации права на справедливый суд».
Что же касается прочих доводов, указанных в жалобе Марии Алехиной, то пермские правозащитники в своем заключении их опровергают. Так, по мнению Исаева и Аверкиева, «предположение, что администрация установила дополнительные висячие замки на дверях "локалки", дабы ограничить/затруднить передвижение заключенных из отряда Алёхиной М.В. в целях ограждения их от нежелательного общения с Алёхиной М.В. и настроить против нее других заключенных, не подтверждается». Кроме того: «Членами ОНК ПК не установлено обстоятельств, которые бы свидетельствовали о введении дополнительных режимных ограничений. Так, по территории ИУ перемещаются работающие заключенные. Внутри магазина мы также столкнулись с группой заключенных, стоящих в очереди (около 20 человек). Ведется прием в санчасти (во время посещения мы только в коридорах медсанчасти наблюдали не менее 30 заключенных). Не занятые в работах женщины свободно передвигаются внутри локальных участков, в спальных помещениях, в помещении для приема пищи, комнате воспитательной работы и др. На территории колонии – обычное количество сотрудников».
Вот еще цитаты из отчета:
«Под "гинекологическими осмотрами" понимается проведение так называемых "полных обысков" с "исследованием полостей тела" до и после свиданий заключенных с посетителями. Разумеется, подобные осмотры ограничивают физическую неприкосновенность человека и, безусловно, являются унизительными. Но мера эта законодательно установлена».
«По заявлению Алёхиной М.В., ей не предоставляют прогулки в санчасти. Как выяснилось, прогулки предоставляются, но в предыдущий день, из-за занятости инспектора, длительной прогулки действительно не было, Алёхину М.В. только 4 раза выводили курить. Инспектор заявила о готовности все поправить. Если нарушения с прогулками будут продолжаться, будем настаивать на принятии мер в отношении инспектора».
«По заявлению Алёхиной М.В., в отрядах одного холодильника не хватает на всех. Да, это так. Холодильник забит продуктами, осужденные подтвердили, что его действительно не хватает. Беда в том, что холодильники в местах лишения свободы приобретаются только на средства самих заключенных, по стандартам ГУФСИН он не положен».
«По заявлению Алёхиной М.В., в 11 отряде сломалась микроволновая печь. Действительно, сломалась, заявка на ремонт сделана. Подать заявку на такой ремонт, как мы поняли, вполне рутинная процедура и для самих заключенных».
«В одном из своих заявлений Алёхина М.В. написала: "Я лишена всех звонков без объявления причин, но по возможности буду сообщать о себе и дорогой мне ИК-28". При нашем разговоре с Алёхиной М.В. мы выяснили, что в последние дни сама она никому не пыталась звонить, но ей стало известно, что до нее не смог дозвониться отец по видеотелефонной связи (ее организует та же компания, которая занимается видеоконференцсвязью с залом суда). Руководство учреждения объяснило это существующей очередью на разговоры по видеотелефону».
В общем, пермские правозащитники Сергей Исаев и Игорь Аверкиев резюмируют: «Проверив доводы жалоб Алехиной М.В., члены ОНК ПК не могут согласиться с большинством из них по мотивам, приведенным выше. Названные в качестве нарушений факты в значительной степени являются обычными элементами организации деятельности учреждения и надзора, не связанными ни с дополнительными ограничениями, ни с нарушением прав человека».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!