А отдавать наши внуки будут. Долг России вырос до 15 ВВП. Выход — увеличить налоги на 29%
Относительно низкий уровень государственного долга и имеющиеся финансовые резервы маскируют бюджетный разрыв, покрывать который нечем. К такому выводу пришли исследователи Института Гайдара и Академии народного хозяйства и госслужбы. По их данным, разница между текущей стоимостью всех будущих расходов и доходов бюджета составляет почти 890 трлн рублей или примерно 15 ВВП России (подсчет в ценах 2013 года).
Половина обязательств, которые нечем обеспечить — это пенсионная система. Вторая половина связана с сокращением нефтегазовых ресурсов и уменьшением числа трудоспособного населения. Продажа энергоресурсов обеспечивает около трети доходов консолидированного бюджета, но с учетом доказанных запасов и динамики добычи нефть закончится через 55 лет, если увеличить запасы на 25% — через 65 лет. Доля же людей в возрасте 65 лет и старше вырастет к 2050 году с 13 до 23%.
Как пишет газета «Ведомости», для покрытия бюджетного разрыва необходимо ужесточать бюджетную политику и добиваться роста валового продукта на 8,4% регулярно. Это очень серьезная планка, добиться которой сложно: это эквивалентно либо немедленному и постоянному повышению всех федеральных налогов на 29%, либо регулярному сокращению расходов на 22,4%, либо комбинации этих двух мер.
Расчеты умозрительные и формальные, но очень интересные, согласен сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский. «Полезно посмотреть, что будет, если продолжать много тратить и не проводить реформ». Снижение нефтегазовых поступлений должно вести к реформам по улучшению институтов, бизнес-среды, конкурентоспособности, чтобы создавать возможности роста доходов от ненефтегазового экспорта", — рассуждает он.
Пока Россия, с одной стороны, старается превратить небезграничное сырьевое богатство в постоянное финансовое благосостояние, отмечают аналитики Morgan Stanley, но с другой — совершает стратегическую ошибку, отказываясь от пополнения пенсионных накоплений. Это перемещает дефицит в будущее, сокращает сбережения, увеличивавшиеся на 1% ВВП в год, и в итоге повышает риск, что власти не вернут накопительный взнос, а, напротив, направят аккумулированные в ВЭБе 1,7 трлн руб. будущих пенсионеров на выплаты нынешним, не исключают аналитики.
Если вы хотите сообщить новость, напишите нам
Подпишитесь на URA.RU в Telegram! Наш канал следит за всем миром и рассказывает, что пишут о России за рубежом. Наши подписчики узнают о мировых сенсациях первыми!
Коротко о главных событиях спецоперации и не только - в одном письме. Подписывайтесь на нашу ежедневную рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Относительно низкий уровень государственного долга и имеющиеся финансовые резервы маскируют бюджетный разрыв, покрывать который нечем. К такому выводу пришли исследователи Института Гайдара и Академии народного хозяйства и госслужбы. По их данным, разница между текущей стоимостью всех будущих расходов и доходов бюджета составляет почти 890 трлн рублей или примерно 15 ВВП России (подсчет в ценах 2013 года). Половина обязательств, которые нечем обеспечить — это пенсионная система. Вторая половина связана с сокращением нефтегазовых ресурсов и уменьшением числа трудоспособного населения. Продажа энергоресурсов обеспечивает около трети доходов консолидированного бюджета, но с учетом доказанных запасов и динамики добычи нефть закончится через 55 лет, если увеличить запасы на 25% — через 65 лет. Доля же людей в возрасте 65 лет и старше вырастет к 2050 году с 13 до 23%. Как пишет газета «Ведомости», для покрытия бюджетного разрыва необходимо ужесточать бюджетную политику и добиваться роста валового продукта на 8,4% регулярно. Это очень серьезная планка, добиться которой сложно: это эквивалентно либо немедленному и постоянному повышению всех федеральных налогов на 29%, либо регулярному сокращению расходов на 22,4%, либо комбинации этих двух мер. Расчеты умозрительные и формальные, но очень интересные, согласен сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский. «Полезно посмотреть, что будет, если продолжать много тратить и не проводить реформ». Снижение нефтегазовых поступлений должно вести к реформам по улучшению институтов, бизнес-среды, конкурентоспособности, чтобы создавать возможности роста доходов от ненефтегазового экспорта", — рассуждает он. Пока Россия, с одной стороны, старается превратить небезграничное сырьевое богатство в постоянное финансовое благосостояние, отмечают аналитики Morgan Stanley, но с другой — совершает стратегическую ошибку, отказываясь от пополнения пенсионных накоплений. Это перемещает дефицит в будущее, сокращает сбережения, увеличивавшиеся на 1% ВВП в год, и в итоге повышает риск, что власти не вернут накопительный взнос, а, напротив, направят аккумулированные в ВЭБе 1,7 трлн руб. будущих пенсионеров на выплаты нынешним, не исключают аналитики.