Блеф на публику. Ройзман знает, что его не посадят на полиграф. Суду и следствию интересны другие доказательства
Заявление Евгения Ройзмана о намерении немедленно пройти проверку на полиграфе — не более чем популистский блеф. Об этом заявляют источники «URA.Ru» в силовых структурах. «Мэр прекрасно понимает, что следователь не будет назначать экспертизу для человека, который даже фигурантом дела пока не является. К этой процедуре надо серьезно готовиться, заранее составляя вопросы, предварительно изучив психотип человека. Это, во-первых, — говорит собеседник агентства. — Во-вторых, следствие будет опираться на другие доказательства, поскольку исследование на полиграфе не является для суда допустимым доказательством. В-третьих, даже если предположить, что Ройзмана опросили на полиграфе, и машина показала, что мэр лжет, Ройзман всегда может сказать, что все было подставой. Это в его стиле».
Специалист-полиграфолог из Независимой экспертизы «На Чебышева» Олег Щербатых отмечает также, что если уж мэр решил подвергнуть себя психо-физиологической экспертизе, то ни в коем случае не стоит это делать на публике (Ройзман потребовал проверить его на полиграфе в присутствии СМИ).
«Идут шумовые помехи. Когда много народу — обязательно кто-то пошевелится, кто-то покашляет, у кого-то телефон зазвонит. Лишние раздражающие факторы могут внести помехи. Если уж очень надо, то стоит просто записать исследование на видео, а потом его предъявить публике», — говорит эксперт.
По его словам, насколько результаты окажутся правдивыми, зависит от правильного составления вопросов и профессионализма специалиста.
«Как бывает в практике. Человек говорит, что в краже не участвовал. Ему задаешь вопрос: вы проникали в дом, замки вскрывали, выносили вещи? У него реакции нет, он говорит правду. А когда задаешь вопрос: а где вы были в это время, что делали? Постепенно выясняется, что был он в соседнем дворе и наблюдал за происходящим, то есть, грубо говоря, на шухере стоял, — рассказывает Олег Щербатых. — Спросят Ройзмана: вы получали деньги за мандат? Он может сказать «нет», и это будет правдой, если самого факта передачи денег не было. Допустим, было так — мандат он передал, а деньги еще не получил. А если было так: он сказал «вот тебе мандат, а ты мне потом должен будешь принести 5 млн»? В этом случае надо задавать совсем другие вопросы. Например, «а вы договаривались о том, что вам принесут деньги за мандат?». Все зависит от вопросов.
Обмануть полиграф при наличии грамотного специалиста сложно, но возможно. Одни советуют выпить много мочегонных средств, чтобы во время опроса думать только о том, как бы не обмочить штаны. Другие говорят, что можно выпить седативные препараты.
«Если человек наглотался таблеток, то с ним, в принципе, работать нельзя. Но полиграфолог должен заметить, что человек находится в неадеквате. Конечно, можно попробовать обмануть специалиста, сказать, что с тобой все в порядке. Так что всегда надо обращать внимание на нерасширяющийся зрачок, заторможенную речь, пересохший рот. Это может указывать на то, что человек находится под препаратами. Если специалист не обратит на это внимание, полиграф выдаст неправильный результат», — говорит Щербатых.
В идеале, он советует сначала провести очную ставку между людьми, дающими противоположные показания, чтобы четко понять различия (люди ведь не во всем врут, они врут в деталях), а потом обоих проверить на полиграфе. «И если у одного машина покажет правду, у второго — ложь, значит этому результату можно доверять, потому что два раза ошибиться нельзя», — резюмирует эксперт.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!