«Молчать! У других еще хуже». Тюменская областная Дума приняла трехлетний бюджет
Тюменская областная Дума приняла трехлетний бюджет области в первом чтении. Параметры главного финансового документа региона вызвали ожесточенные споры. Тюменская оппозиция из КПРФ и ЛДПР за бюджет не голосовала, но — как и ожидалось — их демарш не имел какого-либо эффекта. Тем более партия «Справедливая Россия» предпочла присоединиться к единороссовскому большинству.
Первый заместитель директора департамента финансов Тюменской области Михаил Таранов в очередной раз ознакомил депутатов с проектом закона. Ничего нового в принципе не прозвучало. Общий объем доходов областного бюджета на трехлетний период — 359 млрд рублей. Из них на 2015 год приходится 111 млрд рублей, что на 10% (12 млрд 674 млн рублей) ниже уровня текущего года. Поступления налоговых и неналоговых доходов в течение трехлетнего цикла составят 343 млрд рублей. На следующий год поступления запланированы в сумме 106 млрд рублей, что на 11 млрд (10%) меньше текущего года. Ожидается, что в будущем году произойдет снижение как налоговых, так и неналоговых поступлений.
Расходы областного бюджета на три года равны 376 млрд рублей, из них на 2015 год приходится 118 млрд рублей. Это на 20 млрд рублей или 15% ниже уровня этого года. Снижения ассигнований предусмотрено только на расходы капитального характера, все текущие вопросы ресурсами обеспечены (97 млрд рублей). Расходы на социальную сферу в общем объеме составят 49% против 43% в этом году. В 2016 и 2017 годах — 47% и 49% соответственно. Бюджет спланирован по программно-целевому методу, предусмотрены средства на реализацию 36 программ. Доля расходов на программные меры в общем объеме расходов бюджета равна 74%.
По словам Михаила Таранова, бюджет на три года сбалансирован. Превышение трехлетних расходов над доходами равно 17 млрд рублей. В 2015 году дефицит равен 7 млрд рублей. Источником покрытия являются ожидаемые остатки средств на начало финансового года в сумме 2 млрд рублей.
Традиционный упрек в том, что в бюджет заложены устаревшие параметры, Михаил Таранов отразил привычной отсылкой к прогнозу социально-экономического развития России. Действительно, бюджет 2015 года сформирован исходя из стоимости барреля нефти в размере 100 долларов и с курсом рубля к доллару в размере 37,7.
«Бюджет построен по умеренно-консервативному сценарию, — пояснил Таранов. — На решения вопросов перспективного развития, как существующих, так и вновь возникающих, заложены серьезные ресурсы. Атрибуты развития определены. Бюджет есть, был и будет основой нашей стабильности», — слишком патетично для финансиста подытожил первый заместитель.
Депутата КПРФ Тамару Казанцеву взволновал прогнозируемый рост сельского хозяйства — чуть более одного процента: «Это значит, что ничего теперь не будет?» — горько спросила депутат. Наталья Огородникова успокоила главу тюменских коммунистов. В бюджете следующего года сохранены все меры поддержки развития АПК.
Справедливоросс и Герой России Владимир Шарпатов сообщил, что его партия проголосует за бюджет.
Единоросс Павел Белявский рассказал собравшимся, что бюджет Тюменской области выгодно отличается от бюджетов соседних регионов и всей России: «У нас самая здоровая финансовая система — в прошлом году область по займам занимала последнее место во всей России». Он в цифрах рассказал, как плохо областям-соседкам по Уральскому округу. В бюджете той же Свердловской области доля кредитных средств достигает 27%, а Тюменская область кредитов не берет.
Как обычно, струю свежести в вялое обсуждение бюджета внес депутат партии большинства Николай Барышников, проинформировав для начала, что его опыт принятия бюджета у него огромен — с 1979 года. «У нас есть три сценария разговоров про бюджет, — начал он. — Первый: „Молчать! У других еще хуже“. Второй: „Молчать! Будет еще хуже“. И только третий: „Да, это плохо“. Я 25 лет принимаю бюджеты в этой Думе. Хуже этого бюджета еще не было. Даже в 2009 году. А почему? Да, это все маневры федеральной власти. Когда отнимали НДПИ — все нарушили, нас не спросили. А теперь — что нас ждет? Опять будут маневры в следующем году. Бюджет России растет, бюджет Московской области растет, бюджет Нижегородской области, где нет ни нефти, ни газа, ни полезных ископаемых, растет, а мы скоро Курган догоним. О, как двигаемся! Они — снизу, мы — сверху. Я считаю, бюджет надо принимать, но он может быть не исполнен».
«А почему бы вам не сравнить с 1998 годом, когда вы были председателем Думы, а бюджет был четыре миллиарда?» — невинно спросил председатель парламента Сергей Корепанов.
Николаю Барышникову ответил губернатор Владимир Якушев: «Я не сомневаюсь, что самый талантливый, самый смелый, самый умный здесь у нас Николай Барышников, а мы тут одни придурки сидим, видимо. Давайте отправим его в Москву, пусть съездит, покажет свой ум и смелость, походит по всем коридорам и вернется с возвращенным НДПИ. Не надо умничать».
«Я рад, что меня услышали, я очень благодарен, что меня услышали. Я согласен ходить по коридорам. Я много ходил. Я согласен, у меня ноги есть, я еще молодой, Я готов. Спасибо за соучастие», — отозвался семидесятилетний депутат.
За тюменских членов Совета Федерации обиделся Степан Киричук: «Наша тюменская часть будет рада видеть в своих рядах молодого, умного, инициативного опытного бойца. Но иногда надо реально оценивать ситуацию. Не надо качать дерево, чтобы листья летели, и потом радоваться, что мы что-то сделали. Что мы там делаем, как мы работаем — знает правительство Тюменской области. Ах, вы не знаете? — обратился он к Барышникову. — Так давайте поговорим, чаю попьем, у вас тут у каждого теплый кабинет. Мы активно работаем и будем продолжать работать», — проинформировал Киричук депутатов.
Оппозиция в лице либерал-демократа Владимира Сысоева продолжала сопротивляться. Он, отметив, что в зале нет директора департамента АПК Владимира Чейметова, посетовал на то, что область не оказывает поддержку личным подсобным хозяйствам и эти параметры не заложены в трехлетний бюджет: «Не совсем удобно говорить в отсутствие Владимира Чейметова, — посетовал он. — Но он не однократно отвечал нам, что поддержка оказывается, а детальное изучение показывает, что это не так. Владельцы ЛПХ должны вести бухгалтерию, чтобы получать помощь, а они не имеют статуса юридического лица. Юрий Михайлович Конев обещал, что в программе поддержки цифры будут заложены, а на деле там ноль. Как работать?»
«Нас со стороны послушают, в ужас придут», — вздохнул губернатор. — Не надо драматизировать ситуацию. Мой подчиненный отсутствует сегодня по моему поручению. Если вы в трех цифрах заблудились, то давайте я, после поездки в Москву, найду время и объясню вам все. А у ЛПХ должен быть статус юридического лица, если это основной вид деятельности. Если он где-то работает и просто держит коровку, как мы ему должны оказывать помощь? Что, никто вам этого объяснить не мог. Есть кто-нибудь из налоговой? А прокурор здесь? Как мы будем проводить эти деньги? Накажут нас потом, если мы окажем помощь частному лицу? Накажут. О чем тогда речь?« — подытожил Владимир Якушев.
Прения продолжались еще какое-то время. Единороссы упрекали оппозицию в том, что «они поднимают несуществующие проблемы» и рассказывали, как растет благосостояние сельского жителя в области. Оппозиция отмалчивалась.
Точку неожиданно поставила Тамара Белоконь: «Мы все понимаем значимость бюджета, мы его уже час обсуждаем, несмотря на то, что регламент предусматривает меньший срок, но в любом случае переходить на личности недопустимо, — заявила председатель комиссии по этике. «Да, верное замечание», — поддержал Корепанов и призвал все же проголосовать за бюджет.
Коммунисты и либерал-демократы в количестве восьми человек воздержались. Бюджет приняли в первом чтении. Второе навряд ли что-то изменит.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!