«Как бы бесхозный пес». Тюменские «потеряшки» могут попасть в эпицентр скандала с владельцами собак
На благотворительный фонд «Потеряшки» пожаловались полиции. Житель Тюмени обвинил Фонд «Потеряшки» в похищении собаки, которую мужчина нашел на улице некоторое время назад и приютил в своем офисе. Директор одной из фирм города написал заявление в полицию по факту пропажи пса породы «маламут».
Как рассказал Максим Тыщенко корреспонденту «URA.Ru», он подобрал пса, выходил его и разыскивал хозяев. Собака жила в офисе директора на территории компании на Мысу. Директор сам регулярно кормил собаку и гулял с ней. «Это породистая собака — аляскинский маламут. Я ей сам занимался, она в плохом состоянии была, выхаживал, пришлось пару ночей не поспать. За два дня до пропажи маламута, — рассказывает Максим Тыщенко, — я гулял с ним возле базы. Подъехала машина, вышли незнакомые люди и сказали, что потеряли хаски и спросили — не хаски ли это? Я ответил, что это моя собака, но я его тоже нашел — смотрите. Они посмотрели, сказали, что это не тот пес».
Утром директор не обнаружил собаку на месте. Сотрудники фирмы рассказали, что собаку забрали с территории какие-то люди на машине.
Максим Тыщенко пытался разыскать собаку. Каково же было его удивление, когда фото пса он увидел на странице «Потеряшек» «ВКонтакте». В объявлении говорилось о том, что собаку нашли на Мысу и ищут хозяев «Отдадим только хозяину!»
Мужчина сразу же позвонил сотрудникам фонда, ему пояснили, что на собаку он прав не имеет — документов на собаку нет: «Я говорю, но вы же ее у меня с территории забрали. Да, отвечают, забрали, потому что собака бесхозная. Как бесхозная? Вы же видели, что я с собакой гуляю, ухаживаю за ней. Мне отвечают, а нас это не волнует, мы вам собаку не отдадим, будем искать настоящих хозяев. Хорошо, говорю, давайте вместе искать, я же не против. Но сейчас верните мне собаку, пожалуйста, я ее выходил. Нет, у вас нет документов. Через три недели вы можете ее забрать через аукцион на общих основаниях и, если вы его выиграете, то собака будет ваша. Почему тогда, спрашиваю, не забрали остальных собак — на территории бегает еще несколько дворняг. На что мне отвечают, что маламут самостоятельно не может добывать себе пищу, а дворняжки могут».
До директора благотворительного фонда «Потеряшки» Ольги Донис дозвониться не удалось. Сначала женщина не могла говорить, потом телефон был отключен.
В самом фонде пояснили, что собаку забрали по сигналу от жителей города: «Звонок поступил, грубо говоря, от граждан: на территории завода найдена собака, она две недели здесь уже живет и как бы бесхозная. Помогите найти хозяев, — рассказывает один из кураторов Фонда Мария Носкова. — Наши волонтеры поехали проверить эту информацию. Действительно, на территории завода бегает собака без ошейника, и никто за ней не смотрит. Наши волонтеры посадили ее в машину — чья-то же собака, пришла откуда-то. И через день мне звонит этот Максим, говорит, что это его собака. Я отвечаю, что «если вы кормили собаку, это не значит, что она ваша. У собаки есть хозяева, которые ее купили, растили до этого возраста. Мы будем их искать, может, они не знают, как искать свою собаку. Если хозяин не найдется, вы можете ее забрать на общих основаниях по правилам фонда через три недели». А он говорит, что он так не хочет. Я не пойму, на каком основании он претендует на собаку, которая не его.
Мария объясняет, почему волонтеров не заинтересовали остальные собаки, обитающие на базе: «Собака пришла на базу истощенная и голодная, потому что домашняя собака не адаптирована к жизни на улице, она не знает, как добывать еду, как переходить дорогу, как вести себя с агрессивной стаей собак. Собака, выросшая у человека, этого ничего не знает. А собака, которая выросла на улице в стае, знает, где добыть еду, она знает, где зимой спать так, чтобы не замерзнуть, она знает, как вести себя в стае, она в этом плане защищена. Собака жила на территории завода, она могла в любой момент уйти, вместо волонтеров мог приехать любой человек посадить ее в машину и уехать в неизвестном направлении. Так? Так, — отвечает Носкова. — Если собака была нужна, для нее должны были создать условия содержания. Этих условий не было создано».
Правила, по которым животное можно забрать из фонда, достаточно просты. Собаку, привезенную волонтерами, сначала кастрируют, потом через три недели отдадут человеку, который сможет создать ей надлежащие условия и сделать взнос — 2000 рублей за стерилизацию, за корм, за услуги по содержанию. «Содержание такой собаки нам обходится в среднем в две тысячи. Корм мы можем не считать. Прибыль мы не можем себе обеспечить, как бы мы ни хотели», — уточняет куратор.
Мария Носова объясняет, что такое надлежащие условия: «Минимальные знания о породе, правильное питание, организовать правильно именно содержание — вольер, выгул на поводке, под присмотром, если это за территорией, если это какой-то дом свой».
Уточним, название породы «маламут» происходит от названия кочующего эскимосского племени малемутов. Эскимосы использовали собак на охоте и как тягловую силу. Маламут, пишет сайт VashaSobaka.com, «пожалуй, одна из самых неприхотливых пород собак в мире. Суровое северное прошлое закалило его, сделав практически неуязвимым для морозов, ветра и снега».
Что интересно, на специализированных сайтах о собаках указывается, что «маламута можно содержать и в вольере при условии, что с ним регулярно и подолгу гуляют. Отсутствие движения — самое губительное для собак этой породы. По этой причине ему просто противопоказано содержание на привязи».
На сайте dogclass.ru уточняют, что содержание в вольере совершенно не подходит для маламута и что собака этой породы нуждается в строгом соблюдении владельцем правил содержания.
«Регламентированного содержания никто не может гарантировать. Плохим содержанием считается, если собаке не дают воду, не предоставляют еды и полноценный выгул. Все остальное под этот термин не подходит. Запретить держать маламута, скажем, в домашних условиях никто не может. Это тяжело, но люди по-разному выходят из ситуации, держат на балконе, например. В Тюмени есть домашние маламуты. Но какие-то конкретные требования являются субъективными, — прокомментировали ситуацию в Тюменском клубе служебного собаководства РОСТО.
В клубе также заметили, что не все собаки с подтвержденным происхождением: «Когда рождаются щенки, владелец суки — заводчик — или через клуб — кинологическую организацию — оформляет помет или через питомник, или он этого не делает. Так часто бывает, когда не соблюдены требования к породе. Надо учитывать два момента, говоря о документах на собаку — документ, подтверждающий происхождение, и ветеринарный паспорт, если собака живет в доме и семье — пусть это будет хоть обычная дворняга. Там прописывается дата рождения, если такой информацией владеет хозяин, кличка, пол. В новых паспортах предусмотрена фотография собаки, если собака не имеет клейма или чипа и, разумеется, туда вносятся все отметки о прививках. Если человек не имеет никаких документов — любой может оспорить, что он владелец собаки. Можно подать в суд заявление, я такой-то такой-то нашел собаку такой-то породы, найти свидетелей, которые это подтвердят».
Напомним, организация «Потеряшки» — фонд помощи бездомным животным, который существует во многих крупных городах России. По информации «URA.Ru», ситуация, разыгравшаяся в Тюмени — не первый инцидент, когда спорное животное увозилось в Фонд вопреки хозяину. Ранее подобные жалобы поступали и из других городов. Самым громким инцидентом, наверное, можно назвать питерскую историю, когда волонтеры фонда болгаркой вскрыли дверь голубятни, где была заперта западно-сибирская лайка, посчитав, что собака в этом случае не может быть хозяйской.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!