«Представьте, как вкладчики пикетируют православный банк». РПЦ раскрутила губернаторов на деньги. Среди избранных — представитель Ямала
У представителей РПЦ назрела идея создания современного аналога кассы взаимопомощи — Церковь привлекает к созданию православного банка российских губернаторов, среди которых главы Белгородской, Кемеровской и Псковской областей, Республики Марий Эл, а также руководитель Ставропольского края Владимир Владимиров.
Кроме того, глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин в своих письмах к губернаторам попросил оказать организационную поддержку, привлекая православную бизнес-общественность — сообщает газета «Известия», у которой есть копии обращений. Согласно письмам, как отмечает издание, главное отличие православного банка от существующих будет заключаться в том, что он не будет выдавать кредиты и принимать вклады. Основная цель банка — посредничество между православными инвесторами.
По словам Чаплина, принцип выбора губернаторов, которым направлены письма, был прост: именно эти главы, как отмечает протоиерей, известны большим количеством инициатив по поддержке православного образа жизни. «Это губернаторы Владимир Владимиров, Аман Тулеев, Александр Турчак, Евгений Савченко, Леонид Маркелов, — уточнил Чаплин. — Речь идет о регионах и главах регионов, где, как представляется, есть среди общественности и бизнеса определенная поддержка православной церкви и православного образа жизни». В администрациях перечисленных регионов отметили, что письма им пока не дошли.
Существующая банковская система — говорится в тексте писем РПЦ — основана и действует вразрез с христианскими запретами на «занятие ростовщичеством, демонстрирует сегодня разрушительные, губительные тенденции». Главным же принципом православного банка должно стать «отсутствие ссудного процента», а вознаграждение от инвестиций в совместные проекты должны зависеть от доходности предприятия. Кроме того, «запрещается деятельность, не направленная на создание реального общественного богатства, не создающая продукции (услуг), основанная на разнице цен и ином спекулятивном поведении», «исключаются вложения в сферы деятельности, не соответствующие этическим принципам (игорныи бизнес, табак, развратные развлечения, наркотики и т.п.)». Управлять банками будет независимая от акционеров команда специалистов.
Планы впечатляют: речь идет о создании не просто банка, а православной финансовой системы, в рамках которой намечено создание соответствующих инвестфондов и собственно компаний, как предполагается, финансирующих реальный сектор экономики. Также планируется развитие специальной инфраструктуры (управляющие, консалтинговые, юридические, страховые компании), а также создание торговой площадки для объединения православных предпринимателей и формирование партнерской бизнес-среды.
Один из авторов концепции, член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Любомудров, отмечает, что в православной финансовой системе есть сходство с исламскими банками. «Но это только сходство», — подчеркивает он.
По словам Любомудрова, православный банк будет неуязвим и не сможет обанкротиться, а «владельцы будут сами решать, куда инвестировать: в венчурные наномолекулы или обычный магазин». Помимо этого, православный банк будет гарантом при партнерских сделках. По словам Любомудрова, пока предполагается, что капитал банка составит в районе 400 млн рублей и будет разделен как минимум по 11 равных пакетов, чтобы каждый был меньше 10%.
Среди экспертов есть те, кто поддерживает идею РПЦ, отмечая что аналоги этой системы в России существовали: это кассы взаимопомощи или кредитные кооперативы, когда люди объединялись, вкладывали свои деньги и выдавали тем, кому они были нужны, а после возвращали. Некоторые же известные православные предприниматели не проявили интереса к созданию православного банка. Так, не собираются участвовать в проекте братья Ананьевы, а также владелец инвестиционного фонда Marshall Capital и учредитель благотворительного Фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев.
Начальник аналитического банка МКФ Максим Осадчий, как традиционный банкир, отмечает, что 400 млн рублей — это достаточный для создания банка бюджет. Правда, он также находит сходство проекта с исламским банком, более того, говорит, что банк православный — явная калька с исламского банкинга, который, надо признать, суперуспешен. «Один из секретов этого успеха кроется в огромном авторитете исламских священников. Мусульманский муфтий может выполнять функции омбудсмена для решения споров, в том числе экономических. «Справится ли русский поп с такой задачей? — задается вопросом Осадчий, которого цитируют „Известия“. — Хватит ли у него авторитета для решения спора, например, между кредитором и заемщиком?»
Неудачной идея создания православного банка кажется протодиакону Русской православной церкви Андрею Кураеву. По его словам, сама идея создания православного банка в условиях надвигающегося банковского кризиса очень плоха, так как достаточно велика вероятность того, что банк будет проблемным, как и многие другие в 2015 году. «Представьте себе обманутых или обиженных инвесторов или клиентов, которые пикетируют православный банк. Одной этой мысли достаточно, чтобы похоронить данную идею, — уверен Кураев. — К сожалению, история и современность не дают уверенности в том, что все православные руки намагничены не так, что деньги прилипают, а совсем наоборот, отскакивают. Поэтому, глядя на наших чиновников, олигархов и других, любящих называть себя православными, не могу, глядя в их честные лица, сказать, что деньги будут сохранены , а не перейдут их детям».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.