Радостное «е-е-е!». Жизнерадостный логотип Екатеринбурга и возвращение блудного крокодила — новая выставка в галерее «Свитер». ФОТО
В галерее уличного искусства «Свитер» открылась выставка «У меня есть связи». Она оказалась самой масштабной по числу заявок. «Триста человек предложили свои проекты, — рассказал „URA.Ru“ художник, музыкант и один из создателей галереи Степа Айфо. — Нам интересно было посмотреть, что как обычные люди видят раскрытие этой темы».
Но в итоге о своих связях рассказывает все-таки художники. «Какое-то особое мышление у них, — объясняет Степан. — Но были хорошие идеи „со стороны“, которые мы просто не смогли довести до конца».
Если бы в галерее, как в традиционном музее, существовала табличка со стрелочкой «Начало осмотра», стояла бы она возле логотипа Екатеринбурга, который предложил замечательный художник Сергей Лаушкин. Основа символа — тройная «Е». И, если задуматься, когда человек произносит «е-е-е», становится понятно — если у него все хорошо и на душе радостно.
Первая интерпретация логотипа — это ресепшен или книжная полка. Остальные — дальше. Но прежде можно увидеть ребус из 12 фраз, нанесенные на 12 циферблатов. В определенный момент считывается только одна, следующую нужно ждать, либо увидеть, отстранившись от сиюминутности, «сломав» ход времени.
Пожар, который вынудил перенести открытие галереи на две недели, напоминает о себе легким запахом гари. Но не мешает, а лишь подчеркивает — в современном искусстве все взаимосвязано. Как появившееся сердце галереи, связанное с электропроводами-артериями. «Оно было всегда, — говорят художники. — Но скрывалось, так же, как и эти кабели».
Рассказывая о связях, автор каждого из проектов невольно переходит от частного к общему. Сергей Лаушкин сумел из клетчатых челночных сумок создать карту России, предоставив возможность любому расстегнуть ее вдоль рек и заглянуть внутрь.
А Саша Салтанова, показав процесс деления клеток, который мы должны помнить из школьного курса биологии, пытается найти свой ответ на общий вопрос — какими могут быть связи. «Я размышляю о том, что самые маленькие процессы настолько бесподобны и загадочны, как и космическое зарождение галактик и новых звезд», — говорит художница.
Александр Жунев из Перми, прославившийся «распятым Гагариным», неожиданно размышляет о чистоте, спрятав в темный шкафчик баллончики краски в презервативах. Видеть, как райтер предлагает предохраняться и думать о сохранности городов, удивительно... Но многозначно, если вспомнить бесконечные дискуссии о появлении стихийной и малохудожественной пачкотне, которая, в отличие от настоящего стрит-арта, появляется в городе.
«Свитер» растет не только за счет количества участников и уровня мероприятий, которые проходят в стенах галереи. Говоря о связях, художники добавляют еще одну плоскость восприятия. Ту, которая недоступна для обычного уличного искусства, но может быть реализована в выставочном пространстве. Если временами смотреть вверх, можно увидеть и полярное сияние, которое из-за аномальной погоды месяц назад неожиданно пришло на Урал.
Или карту центра города, на которую нанесены 70 объектов стрит-арта. «Мы хотим, что люди, приходящие к нам, рассказывали о своем представлении уличного искусства и значимых объектах, — уточняет Степа Айфо. — И собрав все данные, планируем сделать карту стрит-арта в печатном виде».
Экспонаты открывшейся выставки — это не просто связи, соединяющие авторов с арт-объектами. Это размышления каждого из художников о том, что может спровоцировать создание или разрушение связей. Например, одиночество. «Его можно воспринимать, как нехватку связей, — предполагает Саша Салтанова. — Но мне кажется, что процесс осознания наличия или отсутствия связей происходит как раз в момент, когда человек ощущает себя одиноким».
Проект Степы Айфо — это его увлечение шрифтами и понимание граффити, как современного народного творчества. Он демонстрирует это четырьмя буквами собственного начертания и традиционными каргапольскими игрушками.
Есть на выставке и паук, сплетающий паутину из проводов на опорах ЛЭП и создающий электросети. Здесь можно построить свой замок из песка — с помощью конструктора для взрослых, связанных с морем, отпуском и желанием отдохнуть от города, в котором никогда не было моря. Бочка с водой и ящик с песком, творчески «переработанные» Сергеем Лаушкиным, превращаются в море и пляж.
А пластиковые панели Саша Салтанова преобразовала в березовую рощу: «В большом мегаполисе мы утратили связь с природой. Поэтому моя березовая роща — это белый пластик».
Лена Шубинцева увидела Исеть как водораздел между двумя берегами. Зимой их соединяют улицы-тропинки, которым художница дала добрые имена, связанные с хорошими людьми и теплыми чувствами: Первая любовь, Новый горизонт, Вечная молодость, улица Моей бабушки.
Еще одно чувство, которое объединяет всех, кто хотя бы раз приходил в «Свитер» — это воспоминание о Сатане, черном коте, ушедшем и не вернувшемся, благодаря стараниям не совсем адекватных зоозащитников. Но грусть о потере друга у художников получилась светлая и яркая — синяя.
Табличка «Завершение осмотра» приведет еще к нескольким интерпретациям логотипа Екатеринбурга. Тройное «Е» — на футболках, металлических решетках ограждения, в виде стелы... «Город созрел для самоидентификации, — объясняет Степа Айфо. — Поэтому мы не просто предлагаем свой логотип, как галерея уличного искусства сразу интегрируем его в городскую среду. Хотим, чтобы люди не просто увидели его, но и смогли почувствовать, понять свое отношение к этому «е-е-е!».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!