Ответят Ветрова и Креков? «Распил» Шигирского идола в Екатеринбурге привел к уголовке
По факту «распила» Шигирского идола в Екатеринбурге все-таки возбуждено уголовное дело. Об этом «URA.Ru» сообщили в пресс-службе СУ СК РФ по Свердловской области. Дело возбуждено по статье УК «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей».
Следователи уточняют, что дело пока бесфигурантное. Возбуждено оно было на основании заявления заместителя министра культуры Российской Федерации.
Как уточнили в прокуратуре Свердловской области, в октябре 2014 года в органы полиции поступило заявление от замминистра о повреждении музейного предмета «Большой Шигирский идол» в ГАУК СО «Свердловский областной краеведческий музей».
«По результатам проверки органами полиции неоднократно принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Изучение материалов в прокуратуре области показало, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела является незаконным и необоснованным», — отметили в прокуратуре. 27 июля заместитель прокурора Свердловской области отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направил материалы в Следственное управление СК России по Свердловской области. Там и было возбуждено дело.
Предварительно установлено, что музейный экспонат, имеющий культурную ценность, состоит из десяти отдельных фрагментов. Нижний фрагмент экспоната оказался распилен на две части и, тем самым, поврежден.
Стоит отметить, что «URA.Ru» писало об этой истории очень подробно в прошлом году. Но тогда дело возбуждено не было.
Напомним, чиновники управления Министерства культуры РФ по Уральскому федеральному округу, которые провели проверку по факту отправки части Шигирского идола в Европу из Свердловского областного краеведческого музея, пришли к сенсационным результатам. Еще тогда выяснилось, что никаких санкций на эти действия Министерство культуры РФ не давало.
Широко разрекламированный приезд в столицу Среднего Урала немецких профессоров обернулся серьезными неприятностями для краеведческого музея. В конце июня в Екатеринбург прибыли профессор Томас Тербергер из Департамента по охране культурного наследия Нижней Саксонии и доктор Уве Хойснер из Германского археологического института. Они взяли серию образцов, которая должна помочь максимально точно определить возраст Большого Шигирского идола. Идол — памятник культуры мирового значения, в областном краеведческом музее он хранится более ста лет. Последние десять — в отдельном зале, в стеклянном саркофаге, специально изготовленном на одном из оборонных предприятий Екатеринбурга.
В итоге в министерство культуры Свердловской области был направлен запрос с целью выяснить, имеется ли у ведомства разрешение на проведение манипуляций с наиболее ценным предметом музейной коллекции и были ли даны разрешения минкультом Свердловской области и страны этому музею в отношении проведения действий с Шигирским идолом.
Тогда выяснилось, что музеем не было запрошено и не было поручено разрешений Министерства культуры РФ на проведение научно-исследовательских работ с нарушением целостности музейного предмета.
«Музейный предмет законодательно на части или фрагменты не делится, вывоз предметов музейного фонда РФ запрещен, за исключением временных зарубежных выставок», — говорилось в ответе заместителя руководителя Управления Минкультуры России по Уральскому федеральному округу Татьяны Бондарь на официальный запрос «URA.Ru».
Тогда выяснилось, что ни свердловский минкульт, ни Свердловский областной краеведческий музей обязательного разрешения федерального Минкульта не запрашивали и, соответственно, не получали. Из этого следует, что неправомерные действия в отношении идола осуществлены незаконно.
«Министерство культуры Свердловской области письменного разрешения на проведение исследовательских работ не давало и давать не могло», — подчеркивают в управлении. При этом ответственность за всю эту историю скорее всего понесут и музей, который возглавляет Наталья Ветрова, и местный минкульт, им руководит Павел Креков.
Особенно важны были последние строчки ответа на запрос «URA.Ru»: «Исследования с нарушением целостности предмета являются неправомерными и это понимает музейное сообщество РФ. Наказание за повреждение культурных ценностей прописаны статьей 243 УК РФ». Однако дело тогда завязло.
Отметим, что в местном минкульте ранее сообщали, что даже директор музея Наталья Ветрова не была информирована о методах проведения, но при этом добавляли — никакой трагедии не произошло. Но сейчас приходится констатировать, что это не так.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!