«Драгуны с опереточными ляжками стали легионерами». Екатеринбургскую «Кармен» признали шедевром
«Кармен» в постановке режиссера Александра Тителя и дирижера Михаэля Гюттлера на сцене екатеринбургского театра оперы и балета заслужила одобрение федеральной прессы. «Коммерсант» рассказал, как «Испанским страстям вернули французскую легкость». А «Российская газета» заявила: «Держи Кармен шире».
«Трудно представить, кто еще здесь может справиться с подобным премьерному темпом, притом сделает это с такой же тонкостью и гибкостью, легко распределяя краски, быстро и метко прорисовывая фразировку, ловко превращая кантилену в разговор и обратно», — оценивает работу Михаэля Гюттлера журналист «Коммерсанта» Юлия Бедерова. «Оркестр звучит плотно, нервно, трепетно, отказ от привычного пафоса позволил ему быть более чутким, добавил мрачного саспенса в темах рока и трагизма — в кульминациях», — отмечает обозреватель «РГ» Валерий Кичин.
Отдав должное музыкальной составляющей оперы, столичные журналисты делают комплименты Александру Тителю, отказавшемуся от испанских страстей в пользу реальности и естественности истории. «Здесь все словно слезли с котурнов или, что чаще, с той табуретки, с какой в парадном оперном антураже полагается раскачивать бедрами или выпячивать грудь, отображая испанские страсти. На сцене в Екатеринбурге — остросюжетная и филигранная по языку французская опера» («Коммерсант»).
«Драгуны с опереточными обтянутыми ляжками стали современными легионерами, работницы табачной фабрики надели мини, контрабандисты перевозят оружие в автофургонах, по сцене курсирует трамвай, а ребятишки играют в корриду, гоняя рогатые тележки. Нравы стали проще, гордость граничит с заносчивостью, все на грани нервного срыва» («Российская газета»).
Именно эту точную и изящную современность поставки Александра Тителя отмечали и екатеринбургские зрители. «Давно было пора смыть толстый слой пудры с лица Кармен, придать ее движениям дерзкую сексуальность, а мужчин одеть в брутальные костюмы, вместо кажущихся мне несерьезными сегодня панталон в обтяжку и чулок. Сделать образный язык оперы ближе современному зрителю, тем самым обновив звучание всего произведения», — отметил сразу после премьеры Борис Салахов, арт-директор Президентского центра Бориса Ельцина.
Не смогли обойти внимание столичные критики пластичные, четкие, очень объемные и говорящие хореографические зарисовки Татьяны Багановой, предваряющие каждый акт, изящность и яркость работы художника по свету Евгения Виноградова и художника-постановщика Владимира Арефьева. Актерские дуэты (хотя критики видели разные составы) заслужили особой похвалы.
«Для Ксении Дудниковой и Липарита Аветисяна это дебютные Кармен и Хозе. Им обоим есть куда расти в соответствующих партиях, но уже сейчас Хозе — чудесный, щедрый на вокальную нежность герой. А Кармен одновременно узнаваема и ни на кого не похожа: она трепетна, неожиданно трогательна в своей осторожной и гибкой вокальной красоте» («Коммерсант»). Кармен у Надежды Бабинцевой — более зрелая и умудренная опытом, для нее время девичьих страстей позади, она умна, горда, неуступчива, и кстати явившийся тореадор для нее не новый объект желаний, а аргумент в неравном бою за любовь к Хосе. Хосе разрывается между страстью и долгом, а Кармен любовь нужна только безраздельная, не иначе. Последний роковой дуэт Бабинцева и Ильгам Валиев провели на предельном накале и, безусловно, этот раунд выиграли". («Российская газета»).
И закономерный вывод ведущих федеральных СМИ: екатеринбургский театр вновь создает шедевр — «лучшую „Кармен“ в российском оперном календаре».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!