Под Екатеринбургом «повторилась» трагедия перевала Дятлова. «Они были спецагентами КГБ». ФОТО
Группа энтузиастов устроила в окрестностях Екатеринбурга «перевал Дятлова в миниатюре». Здесь можно найти мансийские знаки на деревьях, спуститься по веревке к такому же ручью, возле которого 56 лет назад замерзали дятловцы, подержать в руках настоящие предметы тех времен — в точности такие, какие были у уральских туристов — старинные компасы, фотоаппарат «Зоркий» и журнал «Крокодил» за 1958 год. И даже вылезти посреди ночи на мороз из брезентовой палатки — точной копии убежища, которое в ночь на 2 февраля 1959 года в панике покидали члены группы Дятлова. Корреспондент «URA.Ru» стал участником этой необычной экскурсии.
Чтобы понять, что произошло в далеком 1959 году на склоне горы Холатчахль, теперь совсем необязательно ехать за 600 км в глухую северную тайгу: реконструкцию событий на перевале Дятлова организует екатеринбуржец Дмитрий Смирнов с друзьями-единомышленниками недалеко от города. С октября (как только выпал снег) он провел уже пять таких выездов. Сама экскурсия бесплатная. «Коммерческая составляющая — только за то, что люди едут к месту в комфортном микроавтобусе», — отмечает организатор.
Экскурсия начинается еще в машине: Дима напоминает слушателям краткую историю трагедии с группой Дятлова, рассказывает о каждом ее участнике, обрисовывает основные версии (фантастические, природные, криминальные). Погрузиться в атмосферу похода Игоря Дятлова помогают старинные вещи — такие, какие были с собой у дятловцев: китайский фонарик, советский компас, копии карт тех времен, удостоверение туриста 1952 года и даже последний выпуск журнала «Крокодил» за 1958 год — именно тот номер, который был с собой у дятловцев.
«Все эти вещи мы собирали довольно долго — около двух месяцев, — рассказывает Смирнов. — За редким исключением все, что мы показываем на экскурсии, — это настоящее оборудование, снаряжение тех времен. Если это коробочка из-под „Монпансье“, она — 56-го года, если это фотоаппарат — то „Зоркий“ 48-го года, если это лыжи — то 50-х годов».
Через полчаса езды по Серовскому тракту микроавтобус останавливается возле неприметной «своротки» в лес. Желающие могут повесить себе на спину абалаковские рюкзаки, с которыми ходили в походы советские туристы. Подсвечивая дорогу фонариками (уже темнеет), группа уходит в лес.
На одно из деревьев нанесены непонятные знаки. «Группа Дятлова шла по пути мансийских охотников, это есть в их записях, — рассказывает Дмитрий. — Они видели на деревьях тайные знаки и хотели понять, что они означают — есть знаменитая фотография, где Семен Золотарев и другие участники похода стоят возле „катпосов“, оставленных манси».
В отличие от дятловцев, у участников экскурсии есть возможность прочесть знаки: поясняется, что верхний символ — родовой символ племени, две средние черты — «здесь были два охотника», нижние три — число женщин или собак вместе с охотниками.
Стоит отметить, версию о том, что участников похода могли убить манси (например, для кровавого жертвоприношения) Смирнов считает маловероятной: следствие не нашло в гибели дятловцев никаких криминальных следов.
Преодолевая сугробы и обходя заснеженные лужи, группа выходит на склон горы и поднимается на возвышенность. "Именно такой уклон (10-12 градусов) — и на горе Холатчахль, на склоне которой дятловцы поставили палатку, — рассказывает экскурсовод. Сама палатка, растянутая при помощи лыж и палок — точная копия той, что была у туристов. На стенке наклеены полоски темного скотча — в тех местах, где свою палатку разрезали дятловцы. «Все эти порезы были сделаны изнутри, как позднее установила экспертиза», — рассказывает экскурсовод.
Параллельно с рассказом о трагедии Дмитрий разбирает и основные версии случившегося. Фантастические (инопланетяне, инфразвук, шаровые молнии) отметаются сразу. «Можно плодить самые разные подобные сюжеты, но это никак не проверить и не доказать», — говорит Смирнов. Сам он склоняется к криминальной версии.
«Какая-то опасность заставила людей выйти из палатки, — считает Дмитрий. — Вероятнее всего, они сделали это под угрозой жизни, возможно, это был выстрел. Кто-то явно угрожал оружием — ничто другое не заставило бы людей выйти из палатки на мороз, оставив все теплые вещи».
По одному участники экскурсии залезают в палатку. Под брезентовым днищем мягко скрипит снег, однако очень скоро все понимают, что это не столько мягко, сколько холодно. Чтобы народ не замерз, Смирнов достает из рюкзака старинные ватные полушубки («Можно почувствовать себя настоящим ватником!» — шутит кто-то), а также жестяную коробку с пачкой больших советских купюр (еще до реформы 1961 года) и фляжку со спиртом. Экскурсовод поясняет, что спирт не значился в «раскладке» группы Дятлова, но, вероятно, кто-то из туристов взял его по своей инициативе.
Выбравшись из палатки, участники экскурсии проделывают по склону символический «путь к ручью». «От палатки шло восемь или девять пар следов, — напоминает экскурсовод. — Никаких следов зверей или других людей поисковики не обнаружили». Есть в экскурсии и экстремальный момент: ручей протекает в небольшом овраге — группа спускается туда при помощи веревки.
Собрав всех возле символического кедра (его заменяет обычная уральская сосна), Смирнов рассказывает про таинственные следы радиации, найденные на одежде тех дятловцев, которых нашли возле ручья в начале мая — через два месяца после начала поисков. «Тот, кто назначил эту экспертизу, знал, что искать!» — многозначительно произносит экскурсовод.
При этом он считает, что ядерные испытания ни при чем, а взрыв какой-либо ракеты на склоне — также из области фантастики. «Ближайшие полигоны находится западнее или севернее (например, Новая Земля — в 1000—1200 км от этого места), — поясняет Смирнов. — Испытания — это дорогостоящие мероприятия, нет смысла взрывать боеприпасы в необорудованном месте».
Уже на обратном пути Дмитрий раскрывает интригу: он и его друзья — сторонники (весьма экстравагантной) версии про американских шпионов. "Несколько человек из группы Дятлова работали на предприятиях, которых были связаны с атомной промышленностью: Георгий Кривонищенко — на ПО «Маяк», Рустем Слободин — в секретном КБ, Александр Колеватов — тоже в одном из «почтовых ящиков», как называли тогда сверхсекретные производства, — напоминает Дмитрий. — Петербургский исследователь Ракитин утверждает, что несколько человек из группы Дятлова участвовали в специальной операции КГБ по передаче так называемых радиоактивных «хвостов» (остатков радиации на чем-либо — прим. ред.) ".
По этой версии, на склоне горы Холатчахль (или в другом месте во время похода) некоторые участники группы Дятлова должны были передать образцы «хвостов» шпионам, чтобы дезинформировать их. «Могли они встретить в той местности геолога? Могли, — говорит Смирнов. — Если бы он сказал, что сжег свой свитер, и кто-то из группы отдал бы ему свой — это вызвало бы подозрения у остальных? Нет, конечно».
Мотивом для убийства группы уральских туристов могло быть стремление американских шпионов устранить свидетелей, чтобы скрыть следы. Как вариант, предполагает экскурсовод, шпион мог «спалиться», когда, например, кто-то из группы снял его на фотоаппарат. Специальной подготовкой и навыками суперагента Дмитрий объясняет и отсутствие следов, которые тот должен был бы оставить после себя. Правда, на простой вопрос о том, как лютой зимой в глухой уральской тайге за сотни километров от цивилизации мог оказаться агент ЦРУ, у экскурсовода нет ответа.
Уже в городе за чашкой горячего кофе в уютном кафе Дмитрий признает: «Никто доподлинно не знает, что произошло на склоне. Любой человек, который интересуется трагедией группы Дятлова, знает, сколько деталей и подробностей можно получить в процессе изучения». По словам организатора экскурсий, для него самое главное — дать возможность людям узнать о трагедии и почувствовать что-то на себе, побывав зимой ночью в лесу. Для него самое приятное — это видеть людей, которым было интересно узнать что-то о перевале Дятлова.
"То, что является очевидным для людей «в теме», для многих, кто только приехал на экскурсию, открывается впервые, — поясняет Дмитрий Смирнов. — Для кого-то это развлечение, а для меня — прекрасный повод рассказать о дятловцах и привить людям правильное, уважительное отношение к тем, кто погиб. Для нас это в первую очередь трагедия, и мы не хотим делать из нее шоу — поэтому у нас никто не переодевается в снежного человека и не выскакивает из-за дерева, никто не говорит: «Ты будешь Игорем, а ты — Зиной».
Есть у создателя экскурсии и мечта — самому побывать на перевале Дятлова. «Там был мой друг — один из наших активистов, — говорит Смирнов. — И я тоже должен съездить на перевал. Если я веду экскурсию, даже если я знаю какие-то детали, моменты, я должен обладать моральным правом — поэтому я обязательно хочу побывать там».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!