Калягин в Екатеринбурге раскритиковал Минкульт и пожаловался Холманских на губернаторов. ФОТО
Восьмая отчетно-выборная конференция свердловского отделения Союза театральных деятелей оказалась на редкость политизированным событием. Театралы смогли обсудить все свои проблемы с прибывшим в Екатеринбург главным лоббистом их интересов, председателем СТД РФ Александром Калягиным. Компанию ему составили министр культуры Свердловской области Павел Креков и начальник управления культуры администрации Екатеринбурга Татьяна Ярошевская. Артисты в очередной раз продемонстрировали гибкость сознания, а чиновники — талант конвертации культуры в деньги. За всем этим понаблюдали журналисты «URA.Ru».
Главное, зачем собрались несколько десятков работников культуры — обновление руководства регионального филиала СТД — осталось на «обочине», выборы прошли только после обеда. Делегатов в этот день беспокоили куда более масштабные вопросы: «блаблабла» минкульта, промахи при подготовке новых основ культурной госполитики, поводы для отставки губернаторов, жалоба уральскому полпреду Игорю Холманских на неисполнение указов президента и свобода творчества.
Глава СТД РФ прибыл к самому началу мероприятия, когда все делегаты конференции уже собрались в зале. Часть присутствовавших чуть позже интерпретировала это как нежелание демонстрировать какое-либо расположение пришедшим заранее представителям региональной и муниципальной власти. Официальное объяснение было банальным: «У Александра Александровича здоровье шалит».
Свою речь Калягин начал с обещания попросить полпреда президента Игоря Холманских (сегодня предполагалась встреча и с ним) взять под личный контроль исполнение указаний главы государства — без этого, с сожалением отметил глава СТД РФ, ничего не происходит и, в частности, вызывает сомнение, что «зарплата работников культуры приближена к средней в регионе» (такой тезис звучит в «майском указе» президента).
Жизнь театров в Свердловской области Калягин назвал «счастливой», сравнив ее с «вызывающим озабоченность» положением культурных учреждений Тюменской области (назывались тюменские театр Драмы, филармония, Театр кукол), «до сих пор не имеющим здания» Театром обско-угорских народов «Солнце» в ХМАО, а также «курганским театром», над помещением для которого «губернатор обещал подумать несколько лет назад».
«Мы живем долгим нудным способом, когда вызревает роль, но все-таки мы всегда знаем день премьеры и подтягиваемся. И здесь у меня ощущение, что некоторые дела не решаются потому, что у них ничего не подтягивается. Мои учителя говорят мне — терпи, ты или кто-то другой добьются всем этим терпением и нудятиной, что что-нибудь обязательно произойдет. По капле все будет, все построится, отремонтируют, дадут денег, сменят губернатора», — сказал глава СТД РФ, предваряя показ фильма о том, как союз прожил 2015 год.
Твердый посыл Калягина уральским власти, впрочем, оказался не столь бескомпромиссным, когда речь зашла о свободе творчества в России. Проблему поднял ректор «Гуманитарного университета» и член СТД РФ Лев Закс, который привел в пример директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, уволенного после скандала с постановкой оперы «Тангейзер». На этих словах весь Дом актера оказался погружен в тишину, прерывавшуюся только звоном расставляемых в фойе второго этажа приборов для чаепития.
Калягин отреагировал на все еще трепещущую в коллегах тему артистично — мягко, со значительными паузами, будто каллиграфически вычерчивая слова, он произнес: «Свобода не только декларируется — она есть. Я говорю вам, она у нас есть. У нас на сцене, я убежден, возможно все, кроме скуки и пошлости».
При этом Калягин согласился с мнением Закса по поводу готовящегося документа «Основы государственной культурной политики» в той части, что доверять его исключительно Министерству культуры РФ — чревато в части содержания.
«Минкульт разработал вот такой пакет проектов и, если честно говорить, все это это бла-бла-бла. Я уже выступал и перед [главой администрации губернатора Сергеем] Ивановым, говоря, что стратегию должен вырабатывать межведомственный комитет. Минкульт, Минэкономразвития, Минфин должны вносить свои предложения и нас просили подключить. В результате, Минкульт прислал нам вопросник из 16 пунктов, для ответа на которые нужно подключать два института, 10 аналитиков и еще столько же театроведов-культурологов. Это немножко сумасшедший дом. Но, как я и говорил — это нудятина и борьба», — поделился своим отношением к готовящемуся программному документу Калягин.
Представители власти скучно рассказали театральным деятелям о перспективах их сферы на будущий год. Министр культуры Свердловской области Павел Креков ничем особенным собравшихся не порадовал. «В следующем году у нас не будет денег больше, чем в 2015-м. Но их и не будет меньше. Сегодня это достаточно серьезно, и я надеюсь, что мы 2016-й проживем в развитии», — пояснил областной чиновник. Свою речь он завершил похвалой в адрес свердловского отделения СТД и его председателя Михаила Сафронова, чем и спровоцировал собравшихся на аплодисменты.
Татьяна Ярошевская и вовсе обмолвилась о необходимости театралам заиметь помимо творческих качеств еще и несколько полезных жизненных навыков. «Работая в бюджете, надо понимать, что правила меняются не то, что раз в день, но в течение дня не по разу. У руля денежных потоков стоят финансисты и экономисты, и зачастую именно они диктуют нам свою волю. И потому актуальной становится профессиональная квалификация каждого. Сегодня надо быть не только творцом в эмоциональной, ранимой и чувствующей сфере, но и надо обладать качествами, чтобы в современном мире быть эффективным и полезным — надо быть политиком, экономистом, управленцем, коммуникатором, надо быть добрым и понимающим человеком. СТД демонстрирует все эти качества, которые позволяют быть лидерами», — пояснила Ярошевская и попросила считать свое выступление ходатайством на включение ее в число членов СТД. Встреченное аплодисментами предложение, впрочем, рассмотрено не было.
Отобедав уже в отсутствии Калягина и «порхавших» вокруг него чиновников, свердловские театральные деятели переизбрали руководство регионального отделения СТД в лице председателя Михаила Сафронова и главы КРК Виктор Лимушина. Членами правления отделения стали Алексей Бадаев, Лариса Барыкина, Игорь Булыгин, Любовь Бурлакова, Ирина Ермолова, Лев Закс, Павел Креков, Петр Незлученко, Екатерина Нейжмак, Владимир Нестеров, Петр Стражников, Галина Умпелева и Светлана Учайкина.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.