Опрос ВЦИОМ выявил причину, почему люди оправдывают сталинские репрессии
Общество раскололось пополам из-за противоположного отношения к сталинским репрессиям. Такой вывод озвучил в среду, 5 июля, глава ВЦИОМ Валерий Федоров на презентации опроса: «Сталинские репрессии: преступление или наказание?».
«Вопрос об отношении к массовым репрессиям расколол общество практически пополам: 49% считают, что репрессии нельзя оправдать, 43% считают, что можно оправдать, потому что они были вынужденной мерой, позволяющей обеспечивать порядок в стране», — рассказал Валерий Федоров на презентации опроса в Музее истории ГУЛАГа.
При этом интересно, что только 16% участников опроса считают, что в лагерях сидели «за дело», а 68% считают узников лагерей невиновными.
Опрос ВЦИОМ проводился по телефону среди жителей России старше 18 лет 9 и 10 июня. Были опрошены жители 80 регионов из 500 городов и 100 сел. Более 90% участников опросов слышали про сталинские репрессии, но эти знания зависят от возраста. При этом в самой молодой категории от 18 до 24 лет каждый пятый ничего не знает про этот страшный период истории.
Половина участников опросов узнала о сталинских репрессиях из документальной литературы и публикаций в СМИ, а самая малая часть — всего 23% — на интернет-сайтах и в социальных сетях. Гендиректор ВЦИОМ Федоров при этом привел в пример один из телеграм-каналов с просталинской позицией «Сталин. ГУЛАГ», у которого более 95 тысяч подписчиков.
Еще один любопытный аспект опроса: 22% участников считают, что рассказы о сталинских репрессиях негативно отражаются на имидже России и лучше лишний раз об этом не напоминать, а 72% считают, что надо рассказывать поколениям о политических узниках и жертвах репрессий.
Режиссер фильма «Царь», член совета Фонда памяти Павел Лунгин, посчитал, что «эти цифры удивляют и выглядят оптимистично». Он объяснил двойственность общественного мнения по отношению к репрессиям следствием самих репрессий «опыт ГУЛАЛа учит, что нельзя людям открывать душу».
«Самое главное — надо понятие „патриотов“ забрать у тиранов от Сталина до Ивана Грозного. Они себе присвоили „патриотизм“, — говорит Лунгин. — Патриоты — это мы, кто оплакивает погибших, кто хочет, чтобы история не повторялась».
Опрос— первый совместный проект ВЦИОМ, Музея истории ГУЛАГа и Фонда Памяти. После обнародования цифр также презентовали проект «Мой ГУЛАГ». Это архив из более ста видеоинтервью с воспоминаниями о жизни и смерти в ГУЛАГе, который начали создавать три года назад. Герои проекта — бывшие узники лагерей, дети расстрелянных родителей, рожденные в лагерях дети, отнятые у родителей и нашедшие свои семьи только спустя десятки лет. Здесь и воспоминания сотрудников НКВД: конвоиров, лагерных начальников и их детей, вольнонаемных сотрудников ГУЛАГа.
Если проект «Мой ГУЛАГ» — это фото- и видеовоспоминания, то основным архитектурным «воспоминанием» о жертвах политических репрессий станет мемориал «Стена скорби». Фонд памяти собирал народные деньги на монумент по проекту скульптора Георгия Франгуляна. Памятник планируют открыть 30 октября этого года в Москве — на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.