Почему министры и губернаторы предпочитают брать взятки чемоданами денег
«Корзинка с колбаской» — так условно глава «Роснефти» Игорь Сечин назвал чемодан с двумя миллионами долларов, которые он предложил забрать с собой бывшему министру финансов Алексею Улюкаеву. Это слышно из записи, которая была представлена на суде.
Обычно, когда речь идет о коррупции в высших эшелонах власти, на ум сразу приходят сложные финансовые схемы с подставными компаниями, передачей денег через третьих лиц и многое другое. Но правоохранители демонстрируют фотографии крупных российских чиновников, пойманных с чемоданами, до отказа набитыми наличными. Сначала общественности представили пойманного губернатора Кировской области Никиту Белых с чемоданом денег, на том же попался министр экономики Алексей Улюкаев.
Председатель Национального антикоррупционного комитета, член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов сказал, что стиль брать деньги чемоданами сформировался еще в ранние 90-е годы.
«Все мы помним историю с коробкой из-под ксерокса (в 1996 году члены предвыборного штаба Бориса Ельцина были задержаны при выносе из Дома правительства коробки из-под бумаги с 538 тыс. долларов наличными — прим. ред.). Люди, которые сегодня сидят у власти, были сформированы именно тогда. В таких отношениях до сих пор отражена специфика нашей экономики. Ее кэшовая составляющая до сих пор довольна значима. Она намного выше, чем в Европе и Штатах. Там к людям с большим количеством наличных сразу возникают вопросы у полиции. У нас — нет», — рассказал «URA.RU» Кабанов.
По мнению эксперта, в России до сих пор считается, что нет ничего надежней наличных, а самый надежный банк — это стеклянная банка, зарытая в огороде.
Почетного адвоката России и бывшего старшего следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР Владимира Калиниченко не смущает, что чиновники не страшатся брать пресловутые чемоданы с наличкой.
«В таких случаях я всегда привожу в пример одного профессора, доктора наук, которую взяли с поличным при проведении оперативного эксперимента. Деньги были взяты ею под видеозапись. Позже обвиняемая говорила, что брала деньги, чтобы потом сдать их в кассу. И это доктор наук, завкафедры юриспруденции, которая читала лекции подполковникам МВД о том, как надо действовать при провокации взятки! Неужели она не понимала, какую ахинею она несет!», — поделился эксперт с «URA.RU».
Позиция Никиты Белых в том, что он брал в ресторане деньги, якобы на нужды области, а Алексей Улюкаев предполагал, что в чемодане продукты, «ничего кроме злой иронии» у бывшего следователя не вызывают.
«Знаете, у нас много разных людей в высших эшелонах власти. Можно по-разному к ним относиться, но исходя из их позиции защиты по своему уровню интеллекта они абсолютнейшие нули.
Если ты попался с поличным — воздержись, скажи коротко: «Я это взяткой не считаю». Но отрицать очевидные вещи — это полный абсурд», — комментирует Калиниченко позицию обвиняемых.
При этом в Национальном антикоррупционном комитете убеждены, что участие официальных финансовых механизмов в отмывании и легализации коррупционных денег сегодня всё же превалирует.
«Просто надо понимать, что сумма в два миллиона долларов для коррупционеров уровня Улюкаева — это ничто. Все воспринималось как простая благодарность за выполненную работу. Тот же Никита Белых также честно считает, что помог товарищам построить бизнес. Он прямо сказал, что губернатору нужны наличные для развития области. Поэтому для них это не взятка — это форма отношений. Тут можно взять и наличными», — отметил Кабанов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.