«Готовы отдать жизнь»: о чем курганские власти писали Сталину в годы войны. Видео

В годы Великой Отечественной войны связь между Курганом и Москвой была регулярной и жизненно важной. Руководители региона — первые лица облисполкома и обкома ВКП — регулярно обращались в центральные органы власти с просьбами, отчетами и инициативами. Регион выполнял приказы, но и сам проявлял инициативу. URA.RU рассказывает, о чем писали в Москву чиновники Кургана в 1941–1945 годах и как это повлияло на историю области.
«Готовы отдать жизнь»: как началась военная переписка
22 июня 1941 года в Кургане прошел митинг, на котором горожане выразили готовность работать и встать на защиту Родины. Уже на следующий день началась мобилизация. Только за первые недели заявления на отправку на фронт подали тысячи добровольцев — по данным архива, в одних только Шадринске и Далматово было подано более 2000 заявлений. Это стало первым сигналом: курганцы готовы к мобилизации, местная власть ждет распоряжений.

23 июня началась мобилизация. В военкоматы поступили сотни заявлений от добровольцев. Руководство области в экстренном порядке докладывало в Наркомат обороны о темпах призыва. По данным из отчетов, за годы войны на фронт отправились более 200 тысяч курганцев, из них свыше 117 тысяч — не вернулись.
Просьбы о помощи и ресурсах: как Курган обеспечивали снаряжением и техникой
Письма в Москву часто содержали просьбы о снабжении. Областные власти, по архивным данным, обращались в Госплан и Наркомснаб за оборудованием для госпиталей, тепловыми котлами и продовольствием.
Одним из зафиксированных документов стало письмо в ГКО от 15 сентября 1943 года — его подписали первый секретарь обкома Петр Тетюшев и председатель облисполкома Сергей Моликов. В нем они просили заместителя председателя ГКО Вячеслава Молотова рассмотреть вопрос о выводе из Кургана танкового училища: «Пребывание танкового училища на территории города Кургана затрудняет нормальную деятельность эвакуированных предприятий, размещенных в приспособленных условиях», — сообщали чиновники.
Курганские власти также запрашивали Москву о создании новых госпиталей. Уже к июлю 1941 года в здании будущего правительства области был развернут эвакогоспиталь №1729. В письмах в Наркомздрав указывалось: «Помещение обеспечено, требуется только направить медперсонал и первую партию перевязочного материала». Центр откликнулся: в область прибыли врачи, медикаменты и санитарные поезда.

Докладывали о прибывших заводах и людях
Одной из главных тем переписки стали эшелоны с эвакуированными. Уже летом 1941 года в область поступали телеграммы о прибытии предприятий и граждан из Москвы, Минска, Одессы. Областной исполком информировал ГКО: за полтора года размещено 22 завода, более 73 тысяч человек. Курган просил центр выдать топливо и оборудование для запуска станков.

Сохранение заводов: что предлагали в ЦК
Еще один пример — просьба о сохранении ряда эвакуированных предприятий в Кургане после Победы. Часть из них по просьбе местных чиновников действительно осталась и легла в основу индустриализации региона. Завод «Уралсельмаш», сформированный на базе оборудования, прибывшего из Гомеля, Кировограда и Москвы, в годы войны выпускал минометы и снаряды, а позже — сельхозтехнику. В 1950 году на его базе появились КЗКТ и «Кургансельмаш», ставшие флагманами машиностроения.
Не был возвращен и Черкасский машиностроительный завод имени Петровского — он трансформировался в Курганский завод деревообрабатывающих станков. Именно эти предприятия дали старт превращению Кургана в промышленный регион.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Куда уже добралась большая вода в Курганской области? Больше информации по паводку — в telegram-канале «Курганистан».