«Спали в одежде, до школы из сел добирались пешком»: жизнь пермских детей в годы войны

Дети и подростки во время Великой Отечественной войны проявили героизм и стойкость, несмотря на трудные условия. Ребята активно участвовали в поддержке фронта. В Молотовской области (так раньше назывался Пермский край) на предприятиях трудились более 70 тысяч несовершеннолетних. В преддверии 80-летия Великой Победы URA.RU делится с читателями их воспоминаниями.
Альфред Державин
Альфреда Державина война застала в деревне Ухтомица Вологодской области. На тот момент ему было 15 лет. Несмотря на то, что регион не подвергался эвакуации, подростков отправляли в глубокий тыл. Альфред попал в Молотов, где сначала учился в школе ФЗО, а затем работал на заводе №19 имени Сталина. Подростки ежедневно ходили на практику в цеха. Взрослые рабочие с теплом и заботой встречали их, обучали ремеслу, называли «сынками и дочками», оберегали от дурного влияния улиц и связей с «фраерами».

В январе 1944 года у Альфреда украли хлебную и продуктовую карточки — по тем временам это означало остаться без еды на целый месяц. «Первыми откликнулись товарищи по работе — полировщики участка. Они без моего ведома единогласно решили каждый день по очереди выделять мне по 500 граммов хлеба и стакану молока, которые они получали за вредность профессии. Не остались в стороне руководство и общественные организации цеха. Куда и к кому обратился с просьбой „треугольник“ цеха, мне неизвестно и сейчас, но буквально через неделю я получил в райисполкоме иждивенческие карточки взамен утерянных», — вспоминал Альфред Алексеевич.
Незабываемой стала для юного Альфреда встреча с директором завода Анатолием Солдатовым. Он пригласил ребят в зал, где на столах стояли банки компота или повидла для всех присутствующих. Солдатов поблагодарил подростков за труд, рассказал о задачах, стоящих перед заводом, о положении на фронте и в тылу. Своим выступлением он вдохновил ребят на еще более упорный труд. После этой встречи Альфреду даже выдали новую фуфайку взамен старой, замасленной, с деревянными застежками-палочками вместо пуговиц.
Любовь Буткевич
В начале войны Любе Буткевич было 16 лет. У нее было четыре сестры: десятилетние Тоня и Надя, 13-летняя Галя и 20-летняя Нина. С каждым днем войны жизнь становилась все тяжелее. После окончания четырех классов Надя пошла на завод имени Кирова набивать мешочки для заправки снарядов, а Тоня разносила похоронки. Галя в швейной мастерской изготавливала одежду для бойцов. А Люба устроилась в медпункт, втайне от родных прошла курсы медсестер и ушла на фронт. С полевым госпиталем она прошла путь от Курской дуги до Чехословакии. Отец девочек, несмотря на возраст, тоже был призван — как опытного кузнеца его направили на завод в Свердловск.
Муж Нины воевал с первых дней, а сама она трудилась в опасном цехе завода №98 имени Кирова и погибла при взрыве в апреле 1944 года. После ее гибели на плечи матери легла забота о детях и внуках. Женщина голодала, делилась последним куском хлеба, пережила множество приступов. Врачи вызвали телеграммой отца семейства. Однако он вернулся домой настолько изможденным, что родные не сразу его узнали. «Мама, выписанная из больницы три дня назад, еще не могла подниматься с постели, еле слышно произнесла: „Прости, дед, подать тебе нечего, сами с голоду умираем“. Отец опустился на стул и заплакал: „Вы меня не узнали — это я вернулся“», — вспоминает Любовь Алексеевна.
Семья выживала как могла — из перемерзшей картошки, которая превратилась в смесь крахмала с землей, пекли лепешки, варили супы из дикой зелени. После Победы Любовь продолжала службу на западе Украины, где шли бои с остатками вооруженных формирований. Вернулась домой лишь в ноябре 1945 года, трудилась медсестрой медслужбы при Пермском областном УВД, сборщицей Пермского телефонного завода и рабкором.
Миша Петухов
Когда началась война, молотовцу Михаилу Петухову было 12 лет. В 1942 году его класс отправили на медкомиссию, которая признала его «годным для работы в дневную смену». Его направили в ремесленное училище №1 при моторостроительном заводе.
Он быстро освоил выпуск свечей зажигания для «Катюш» — детали «М-13», регулярно перевыполнял нормы. Уже в 15 лет Миша возглавил комсомольско-молодежную фронтовую бригаду имени Героя Советского Союза Юрия Смирнова. В августе 1943 года в газете «Звезда» опубликовали фото, на котором был изображен мальчик в тюбетейке за револьверным станком — это был Миша Петухов.

«Хиленький физически был „боец“, но шустрый и смекалистый. Без напряжения выполняя сменное задание за восемь часов — 360 деталей, имел я немало свободного времени (просто не успевали смежники подготовить мне деталей до полной загрузки), так что изредка работал во вторую (вечернюю) смену, успевал урывками задание свое выполнять, да еще на второй этаж в клуб бегать кино смотреть, которое по частям демонстрировали. На „два фронта“ успевал», — вспоминал о своем военном детстве Михаил Александрович.
Еще в военные годы Михаил увлекался рисованием. После армии он окончил архитектурный факультет Ленинградского института имени Репина. В разные годы работал архитектором в Кирове и Минске, а также в Кировском филиале института «Уралгипросельхозстрой», Пермском институте «Гипромашпром», НПО «Пермлес». Одно время занимал должность замначальника Саяно-Тувинской археологической экспедиции.
Марта Субботина
В июне 1941 года жительнице Ленинграда Марте Субботиной было 12 лет. Девочка с отличием окончила четвертый класс, получила похвальную грамоту и путевку в «Артек». Однако началась война. После нескольких волн эвакуации Марта оказалась в селе Григорьевском Молотовской области. Условия были тяжелыми — до школы четыре километра, а одежды и обуви почти не было. Зимы выдались суровые. Марта окончила 5-й класс, снова на «отлично», а летом трудилась в колхозе.

Позже семья Марты попала в Молотов, куда был перевезен завод из Владимира (ныне — «Велта»). Мать Марты направили работать туда. Сначала жили в палатке, а в холода их разместили в бараке в поселке Красный Строитель. Позже переехали в бараки, построенные из промерзших досок. «Зимой барак промерзал насквозь. Окна покрывались льдом и толстым слоем инея. А когда затапливали железную печурку, по стенам текли вода и смола. Спали в одежде, до школы добирались пешком (теперь это школа N?77) по Сибирскому тракту», — вспоминала Марта Вадимовна.
После 7 класса ее направили в ремесленное училище авиационщиков. Подростки работали у станков в три смены по восемь часов без выходных и отпусков, получали карточку на 800 граммов хлеба. Марта трудилась на заводе имени Сталина два года, освоила профессию токаря 4 разряда и удостоилась медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». После войны училище закрыли, выпускники могли продолжить учебу, работать или совмещать.
Марта Вадимовна получила среднее образование в школе рабочей молодежи. Позднее она работала учителем начальных классов, была директором Пермского областного Дома работников просвещения (ныне — Пермский дом учителя).
Тамара Вшивкова
В день начала войны Тамара с классом собиралась на экскурсию в Кунгурскую ледяную пещеру, и по радио внезапно передали о нападении Германии. Несмотря на тревожные новости, все верили, что война закончится быстро, и экскурсия состоялась.
В 13-летнем возрасте Тамара поступила в ремесленное училище и вскоре начала работать на заводе имени Сталина. Условия были крайне тяжелыми: работа у станка длилась по 12 часов, норма составляла 150 шпилек. Не выполнить ее было нельзя, и порой девочки спали прямо на ящиках у станков, чтобы закончить. Работать приходилось в холоде и под струями машинного масла для охлаждения деталей.
Многие женщины не выдерживали и теряли сознание. «Мне запомнился один жуткий случай. В тамбуре туалета были горячие трубы парового отопления. Мастер отпускал нас иногда подремать, стоя возле них хотя бы минут 5. Одна женщина будничным голосом спокойно говорила другой: „Знаю, что умру. Но нужно умереть в начале месяца, чтобы семье остались мои хлебные и продовольственные карточки“», — вспоминала Тамара Иосифовна.
С 1943 года стало немного легче: смены сократились до 8 часов, девушку перевели в инструментальный цех, и она начала учиться в вечерней школе. Вместе с подругой занималась математикой у пожилой учительницы, расплачиваясь хлебом. Это позволило ей окончить Куйбышевский индустриальный техникум министерства трудовых резервов с отличием, а позже — уже с двумя детьми — успешно завершить учебу в Пермском политехническом институте. Тамара Иосифовна стала инженером, ведущим специалистом завода Промсвязь. Она награждена орденом «Знак Почета».
Материал подготовлен на основе документов, хранящихся в Государственном архиве Пермского края.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!