VIP-мишени: как и почему погибала челябинская элита. Фото

Криминально-бандитский стиль ведения бизнеса, который сложился в лихие 90-е, к сожалению, местами до сих пор сохраняется в России. Нежелание или неумение решать вопросы дипломатией заканчивается убийствами. Под прицел продолжают попадать представители так называемой элиты: те, кто кому-то перешел дорогу — и поэтому от них было решено избавиться. Как и из-за чего погибали челябинские VIP — в материале URA.RU.
Вставший на пути главного бандита Златоуста
Печальную судьбу известного организатора пищевой промышленности Георгия Подшивалова предопределило возвращение в 1991 году из армии Александра Морозова — известного златоустовского боксера, основавшего одну из самых жестоких банд в истории постсоветской России. Вместе со спортсменами и ветеранами Афганистана он навязал услуги охраны магазинам, рынкам, различным палаткам и киоскам. Открыл торговую фирму «Ифрит» и вскоре контролировал массу ларьков в Златоусте, торгуя в них в том числе и спиртным. А его было много: Морозов случайно наткнулся на объявление о бартере — Петропавловский спиртзавод объединения «Казак Уральский» в Петропавловке предлагал водку в обмен на зерно.
Бандиты просто тормозили на трассе фуры с зерном из Казахстана и заворачивали в Петропавловку. Там же загружались водкой — продавая ее в ларьках втрое выше отпускной цены. Как вспоминал позднее сам авторитет, в день он и его люди выручали до 40 тысяч долларов.
Вскоре завод был завален зерном, и Морозов пошел выше — добравшись до гендиректора холдинга Подшивалова. Первоначально достигнутая договоренность выглядела по меркам 90-х вполне обычно: «Ифрит» получал право на реализацию продукции «Казака Уральского», а гендиректор — 25-ю долю в фирме. Проблема была в том, что Морозов развернул широчайшую сеть фирм-однодневок, бравших водку на реализацию, а денег комбинату не перечислявших. Предела ситуация достигла, когда в холдинге прошел аудит, выявивший запредельную задолженность морозовских фирм. Подшивалов пришел в ужас и запретил отгружать водку без предоплаты. Больше того, по информации бандитов, он якобы собрался обратиться в правоохранительные органы — но не успел.
Ранним февральским утром 1995 года Подшивалов вышел из дома, чтобы отправиться на работу. Поджидавший у подъезда бандит по кличке Кабан встретил его ударами обрезка арматуры, два из которых пришлись по голове. Главарь наблюдал за происходящим из своего внедорожника, контролируя результат. Осечки не произошло: Подшивалов умер в реанимации. Весной 1997 года Морозова задержали, когда он сбил инспектора ГАИ. Обнаруженные в машине и дома пистолеты позволили закрыть его на три года, дав время на расследование прочих преступлений. Эпизод с убийством Подшивалова появился в обвинительном заключении осенью 1999 года, а всего Морозов провел за решеткой за бандитизм, вымогательства и заказные убийства 19 лет.
Конкуренты кровавой банды
Жители Миасса Андрей Падучин и Игорь Короткевич создали в 1995 году производственное объединение «Трек», специализирующееся на производстве автозапчастей. Фирма достаточно уверенно заняла рынок, стала приносить прибыль и, самое главное — давать людям рабочие места. Бизнесменов в городе знали, уважали и считались с мнением. Но в 2003 году Короткевич погиб на Красном море в результате несчастного случая во время дайвинга. А через два года неизвестный застрелил его бизнес-партнера.
Новость об убийстве Падучина 6 октября 2005 года всколыхнула Миасс. Казалось, ничего не предвещало беды: в тот день бизнесмен дал интервью телекомпании «Экран-ТВ», затем провел два совещания — с гостями предприятия и касающееся городских проблем. В 19:30 он уехал домой, а в 19:57 его застрелили. Предварительно, убийца поджидал коммерсанта в подъезде его дома. Несколькими выстрелами в затылок он убил Падучина.
Оперативники смогли найти свидетелей расправы над коммерсантом. По их показаниям был составлен субъективный портрет предполагаемого убийцы, приняты все меры для установления его личности и розыска. Но выйти на киллера не получилось. Дело было приостановлено.
Через три года после убийства Падучина, в июле 2008 года, в городе пропал другой предприниматель — директор фирмы «Надежда» Павел Сидоров. Как рассказывала жена бизнесмена, он ушел из дома в гараж и не вернулся. На связь Сидоров больше не выходил. Следствие возбудило уголовное дело по факту убийства. При этом тело так и не нашли.
Убийство Падучина и исчезновение Сидорова оставались нераскрытыми до 2012 года — пока силовики не взялись за местную группировку «Турбазовские». Были задержаны московские кураторы ОПГ Дмитрий Завьялов и Дмитрий Лесняков. Они вывели на лидера банды — Сергея Чащина. Тот, в свою очередь, рассказал о всех «заказах».

Всего в Миассе бойцы группировки убили не менее пяти человек. Среди них Андрей Падучин и Павел Сидоров. Тело второго нашли лишь к началу следственных действий — киллеры залили его хлоркой в бочке. Но настоящий шок у всех вызвала личность заказчика убийств. Им оказался глава города Виктор Ардабьевский.
Фирма Ардабьевкого также занималась автозапчастями и проигрывала конкуренцию компаниям Падучина и Сидорова. За смерть первого глава Миасса заплатил бандитам 30 тысяч долларов, за второго — 2,5 млн рублей.
Все участники банды получили длительные сроки в колонии, некоторые отбывают пожизненные сроки. Ардабьевский так и не дождался суда, скончавшись в СИЗО «Матросская тишина». Последний лидер «Турбазовских» Чащин скончался в колонии, так и не дождавшись УДО.
Встретившийся с «золотой молодежью»
Юридическая фирма Алексея Курдюкова в Челябинске до мая 2007 года мало у кого была на слуху. Известность же ей принесли трагичные события — страшное убийство главы компании в одной из квартир Ленинского района. Ключевой деталью дела стала личность одного из убийц: по подозрению в убийстве Курдюкова был задержан Андрей Звездин — сын Михаила Звездина, занимавшего несколько созывов подряд пост депутата Законодательного собрания области.
Ситуация развилась из того, что Звездин-младший с приятелем Антоном Козловым получили заказ от представителя Курдюкова — некого Янтудина. Молодые люди должны были подобрать посторонних лиц для оформления на них карт-счетов в челябинском филиале ОАО «Альфа-Банк». У парней была информация, что на каждый такой счет должно было поступить по 750 тысяч рублей, и они решили их похитить.
Всего Звездин с товарищем оформили девять счетов. При этом политика банка позволяла снимать с каждого из них только 45 тысяч рублей в сутки. Так что общий куш составил чуть более 183 тысяч рублей. Потерю денег сразу заметили.
Когда Янтудин вскрыл обман, между ним и его «бизнес-партнерами» в лице Звездина и Козлова произошел конфликт. Последние обратились за помощью к знакомому Александру Збицкому, который предложил им избавиться от менеджера. Для исполнения плана Збицкий привлек еще нескольких исполнителей: Павла Серебренникова, Александра Киселева, Рината Ибрагимова и Артема Айрапетяна. Некоторым из них (Козлову и Айрапетяну) еще не было и 18 лет. Но они согласились участвовать в расправе.
План был простым: заманить Янтудина в ловушку, обещая отдать деньги, и убить. Но в злополучную квартиру Ленинского района, снятую специально для убийства, тот прибыл не один. Вместе с ним на сделку приехал Курдюков и еще двое сотрудников компании. Директор фирмы и получил первый удар.

На входе в квартиру на Курдюкова с битой обрушился Айрапетян. После чего Серебренников, Киселев и Ибрагимов набросились на него с ножом, в то время как Збицкий начал наносить битой удары мужчинам, сопровождавшим Курдюкова.
Убить всех четверых не получилось только потому, что в какой-то момент Звездин выронил ключи от квартиры и не смог запереть визитеров внутри. Трое вырвались из ловушки и сбежали. Курдюков же скончался от полученных ранений в больнице.
На убийц вышли по горячим следам, задержали и отправили в СИЗО. Показания на группу дал Козлов. Они и легли в основу обвинительного заключения. При этом в суде тот же Козлов признался в содеянном, но от дачи показаний отказался.
Дело банды рассматривалось в Челябинском облсуде. Родственники не пожалели денег на адвокатов. Например, у Звездина их было сразу несколько. Защита просила наказать за убийство Курдюкова только Козлова. Но вопреки их доводам наказания понесли все.
Звездина и Збицкого приговорили к 14 годам и 6 месяцам лишения свободы, Серебрянников получил 14 лет лагерей, Киселев и Ибрагимов — по 13 лет. Всем назначили строгий режим. Айрапетян был приговорен к восьми годам колонии общего режима. Наконец, Антон Козлов приговорен к лишению свободы сроком на 7 лет 6 месяцев условно, с испытательным сроком 5 лет. В отношении Айрапетяна и Козлова мягкость решения была обусловлена тем, что в момент совершения преступления они были несовершеннолетними.
Он знал слишком много
«Огнестрельные ранения в голову и грудь», — примерно так указано в причинах смерти экс-главы Сатки и Саткинского района, директора территориального ФОМС Валерия Некрасова. Мужчину застрелили утром 22 ноября 2009 года в подъезде собственного дома, когда он шел выбрасывать мусор. Некрасов был опытным управленцем. Его любили в городе и районе. Такое хладнокровное убийство вызвало шок у жителей.
Оперативники отрабатывали несколько версий произошедшего: бытовую, а также варианты, связанные с профессиональной деятельностью Некрасова на посту руководителя ТФОМС и его политической деятельностью. Последние две версии были более перспективными. Оставалось лишь понять, кому Некрасов «перешел дорогу». И такой человек достаточно быстро был установлен.
Главным подозреваемым стал главный врач Центральной медико-санитарной части «Магнезит» Анатолий Громов. У следствия были сведения, что Некрасов, будучи главой ФОМС, не раз высказывал Громову претензии по поводу нарушений финансовой дисциплины при закупке лекарств. Тот боялся увольнения и решил «убрать» единственного человека, который мог повлиять на его карьеру.
Для решения вопроса Громов связался со своим давним приятелем Геворком Мурадяном. По просьбе друга тот нашел исполнителя — Артема Чирушина, недавно освободившегося из колонии. На дело тот прихватил Андрея Соседова и Евгения Овсянникова.

В день убийства Чирушин и Соседов, вооруженные травматическими пистолетами ИЖ-79 и МР-654К, переделанными под боевые, на автомобиле ВАЗ-21150, за рулем которого находился Овсянников, приехали к подъезду дома Некрасова в Сатке. Соседов дождался, когда Некрасов выйдет из квартиры, и два раза выстрелил ему в голову и грудь. От полученных ранений глава ФОМСа скончался на месте. Злоумышленники скрылись на машине, но спустя два дня были задержаны сотрудниками милиции.
Менее года потребовалось, чтобы собрать все доказательства по делу. Их хватило, чтобы 31 декабря 2010 года отправить заказчика убийства (Громова) в колонию на 15 лет. Непосредственные исполнители (Чирушин и Соседов) получили 19 и 15 лет колонии соответственно. Передавший киллерам оружие и гонорар Мурадян отделался двумя годами колонии-поселения и скончался в лечебно-профилактическом учреждении №3 ГУФСИН РФ по Челябинской области. Водитель Овсянников был оправдан за отсутствием состава преступления.
Под прицелом бывшего начальника жены
Прокурор Олег Ухин работал в отделе по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы. С женой Ириной он воспитывал двух детей — трехлетнего мальчика и девочку девяти лет. Утром 11 января 2012 года прокурор с супругой отвели сына в детский сад №427 по улице Молодогвардейцев 8А, а на выходе попали в прицел преступника: их расстреляли прямо на улице.
Жена Ухина скончалась на месте. Прокурора в критическом состоянии доставили в городскую клиническую больницу N3, но спасти его врачам не удалось.
Стрелка оперативно установили. Его джип Toyota Land Cruiser был заблокирован тремя экипажами ДПС на 16-м километре трассы Челябинск-Курган. Но при задержании он застрелился. При установлении его личности выяснилось, что киллером является бывший начальник жены Ухина, руководитель ООО «Уралтрактороцентр» — Александр Бак. В его машине нашли пистолет Макарова, из которого был убит прокурор и его жена, охотничье ружье «Сайга» 20-го калибра и травматический пистолет «Оса». Позднее выяснилось, что после расстрела семьи Ухиных Бак пытался убить мужа своей сестры. Ранения оказались не смертельными.
Следствие рассматривало несколько версий случившегося с семьей прокурора. Имелись сведения, что Ухина работала у Бака в фирме бухгалтером. Расставались они на негативной ноте.
«Около месяца назад она уволилась из фирмы, а Олег Ухин написал заявление в полицию с просьбой провести проверку уплаты налогов ООО „Уралтрактороцентр“. Скорее всего, это и послужило основанием для сведения счетов», — пояснял тогда прокурор области Александр Войтович.
На сестру же Бак таил обиду из-за спора за квартиру. Она выиграла процесс, подставив мужа под прицел. Следствие же по делу об убийстве семьи Ухиных было прекращено из-за смерти подозреваемого.
Псевдо-ОМОН с ножами
Утром 24 мая 2018 года глава ООО «Трансбетонгрупп» Дмитрий Лебедев собирался в суд. Он вышел из подъезда, но на подходе к автомобилю на него набросились трое неизвестных в балаклавах и форме, напоминающей ОМОНовскую. Они попытались заковать Лебедева в наручники и затолкать в автомобиль. Коммерсант почти отбился, сорвал маску с одного из нападавших и попытался укрыться в подъезде. Сделать ему это не позволили: киллеры догнали жертву в подъезде и начали избивать. В какой-то момент в руках одного из злоумышленников мелькнул нож. Удар — и бизнесмен обмяк. Его выволокли на улицу и нанесли еще около 30 ножевых ранений. Шансов на спасение у Мельникова не было.
Первыми жуткую картину увидели сотрудники охранной организации «Право роста». Они и вызвали полицию. Всего на теле насчитали 37 ножевых ранений. Также из кармана Лебедева пропал мобильный телефон.
Выследить убийц удалось по камерам видеонаблюдения. По делу об убийстве были задержаны жители Магнитогорска Рустам Насыров, его брат Рамиль Хасанов и знакомый Евгений Макорин. Заказчиком же оказался партнер Лебедева по бизнесу Константин Андреев. Он заплатил Хасанову 850 тысяч рублей за похищение и убийство Лебедева. Мотивом стали постоянные судебные тяжбы между партнерами.
За все время следствия и суда лишь один из фигурантов частично признал вину. Он пояснил, что не хотел убивать Лебедева. В 2020 году Челябинский облсуд вынес киллерам и заказчику приговор. Андреев (заказчик убийства) получил 17 лет колонии, исполнители — от 15,5 до 16,5 года колонии (Насыров — 16,5 года колонии, Хасанов и Макорин — по 15,5 года колонии).
Покушения по-троицки
Даже для Троицка, долгое время считавшегося «криминальной столицей» Челябинской области, новость об исчезновении экс-замглавы города по ЖКХ, транспорту, экологии и связи Федора Сахарова оказалось шокирующей. Как сообщалось в ориентировке полицейского главка, вечером 1 августа 2012 года часов экс-чиновник вышел из своей квартиры и с тех пор не возвращался.
Незадолго до этого он вынужденно уволился из администрации Троицка после ссоры с главой муниципалитета Виктором Щекотовым. Мэр устроил публичный скандал, когда ему сообщили, что зам по ЖКХ без согласования с ним ушел в отпуск. У них и раньше были не самые лучшие отношения, но градоначальник не трогал Сахарова — ведь тот считался человеком Валерия Панова, экс-депутата Госдумы РФ, бизнесмена и руководителя региональной ассоциации работодателей ПРОМАСС. К тому же незадолго до исчезновения Сахаров продал за 11 млн рублей магазин «Наш», что расширяло число версий, объясняющих его исчезновение.
Лишь в конце месяца прогремела очередная сенсация: все это время Сахаров скрывался в Санкт-Петербурге, поскольку его собирались убить. Незадолго до пропажи Сахарова сотрудники МУРа получили информацию: уроженцы Дагестана Магомедвалид Эминов и Усман Камберов активно ищут киллера для Сахарова, предлагая за убийство 400 тысяч рублей. Оперативники под видом киллеров вступили в переговоры, получили задаток в 25 тысяч рублей на покупку оружия и прочие расходы, после чего выехали в Троицк. Там они встретились с Сахаровым и убедили его скрыться.
После чего гримеры Челябинского драмтеатра изобразили два пулевых ранения на голове экс-чиновника, его уложили на дно специально выкопанной ямы и сфотографировали. Через неделю снимки предъявили заказчикам, Эминов и Камберов передали сыщикам оставшиеся 375 тысяч рублей — после чего их тут же заковали в наручники. После допроса выяснилось, что поручение дагестанцам дал известный мошенник Александр Князев, выдававший себя за отставного генерала МВД. И тут грянула сенсация №3: Князев сообщил, что заказчиком преступления является влиятельный функционер партии «Единая Россия», известный политик и бизнесмен, челябинец Валерий Панов. Поводом же якобы стала ревность: Сахаров женился на Екатерине Панкратовой, ранее работавшей у Панова, который, по слухам, был к ней неравнодушен.
Подобную операцию силовики провели с другим уроженцем Троицка — Борисом Спиридоновым. Он проходил в качестве свидетеля по уголовному делу в отношении экс-мэра города Александра Виноградова и бизнесмена Дмитрия Виноградова.

В феврале 2024 года автомобиль Спиридонова направлялся из Троицка в Челябинск, когда на него пытались совершить покушение. Правоохранители узнали о готовящейся операции заранее и в день «икс» вместо коммерсанта в машине сидел оперативный сотрудник ФСБ. Киллеры были задержаны. При этом в СМИ пустили «утку» о смерти бизнесмена. Даже его жена была не в курсе происходящих событий и не на шутку испугалась. Злоумышленники же быстро вывели оперативников на заказчика.
Им оказалась местная жительница Полина Иосифова. За убийство Спиридонова она обещала исполнителям 6 млн рублей. Задержанные киллеры убедили ее в выполнении заказа. При встрече для получения оставшегося вознаграждения — девушку задержали.
Следователи предположили, что истинными заказчиками являются Виноградовы. Как минимум, у них были мотивы для того, чтобы «убрать» Спиридонова, который изобличил их в преступлениях. Но проверка не выявила связи.
Иосифовой присудили четыре года колонии общего режима. Дмитрий Спиридонов же отделался условным сроком по делу о даче взяток, Александра Виноградова судят за превышение полномочий и получение взяток.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!