Идеальные убийства: загадочные смерти челябинских VIP

Одним из главных направлений работы челябинских оперативников и следователей является раскрытие преступлений прошлых лет. Современные технологии помогают им находить преступников даже спустя десятилетия. Поэтому сохраняется вероятность, что вскоре общественность узнает о личностях, стоящих за убийством челябинских VIP-персон. Но пока за эти смерти никто не ответил. Топ нераскрытых убийств челябинской элиты — в материале URA.RU.
Жертва собственного таланта
Хорошие руководители всегда высоко ценились. Компании борются за подобные кадры. Причем конкуренция может быть разной: некоторые фирмы готовы платить ценному специалисту больше, чтобы удержать его на рабочем месте. Другие же за неимением таких профессионалов готовы пойти на преступление, чтобы «вставить палки в колеса» конкуренту.

История Александра Хвастунова связана с его талантом управленца. В конце 1993 года его назначили на должность директора часового завода «Молния». Менеджер сходу включился в работу и за полтора года наладил ситуацию на производстве.
Кто-то может считать роль Хвастунова в становлении предприятия минимальной. Но факт того, что после убийства менеджера у завода все пошло наперекосяк, свидетельствует об обратном.
Хвастунова застрелили в подъезде собственного дома вечером 26 апреля 1995 года. Убийца произвел два выстрела: в грудь и в голову. Шансов выжить у директора «Молнии» не было. Он скончался на месте.
Новость о гибели Хвастунова ударила «Молнию», как обухом по голове. Коллектив таял на глазах: из двух тысяч сотрудников осталось 150, серийное производство было на грани срыва. О стабилизации ситуации не было и речи, компанию лихорадило весь последующий десяток лет.

Предварительно, причиной убийства Хвастунова стала успешная коммерческая деятельность завода под его руководством. Но доказать эту версию не смогли. Заказчика и исполнителя по горячим следам также не удалось выявить. По некоторым данным, дело об убийстве Хвастунова было закрыто за истечением сроков давности.
Убийство в «курятнике»
Амбициозные люди часто привлекают к себе внимание. А в политике — тем более. Не всем нравится, когда такие деятели ломают устоявшийся уклад жизни. Раньше с ними поступали просто: пускали в расход.
Михаил Лежнев имел все шансы выстроить успешную политическую карьеру. У него был замечательный бэкграунд: спустя пять лет после выпуска из ЧИМЭСХ он стал главным инженером в учхозе Троицкого ветеринарного института (1969 год). Еще через пять лет занял пост главы совхоза совхоз «Белозерский». В 1979 году его назначили директором птицефабрики «Аргаяшская» (ныне «Уралбройлер»). С 1985 по 1995 года Лежнев руководил птицефабрикой «Сосновская» (ныне ООО «Равис — птицефабрика Сосновская»).
Пуля киллера перечеркнула все планы Лежнева вечером 7 декабря 1995 года. Убийца был подготовлен: одним снайперским выстрелом в голову он выполнил свой заказ. В это же время были совершены покушения на занимавшего в те годы пост председателя совета директоров чекового инвестиционного фонда «Атлант» Андрея Косилова и директора издательства «Русский дом» Ярослава Извальцева. Они снабжали деньгами предвыборную кампанию кандидата в депутаты Госдумы от Конгресса русских общин, основного конкурента Лежнева по Кыштымскому одномандатному избирательному округу Петра Сумина.

Косилова неизвестный расстрелял из пистолета возле его дома в Челябинске. Политик получил четыре огнестрельных ранения и был госпитализирован в тяжелом состоянии. Извальцева подкараулили в Магнитогорске. С простреленными почками и печенью его доставили в реанимацию.
Политический заказ — первое, что подумали после убийства Лежнева. К тому моменту он опережал Сумина в выборной гонке. Но подтверждений не нашлось. К тому же, хоть Сумин с Лежневым и были конкурентами — между ними всегда были дружеские отношения.
Следствие пошло в другом направлении: искать заказчика начали среди бизнес-партнеров Лежнева. Было установлено, что незадолго до смерти у него случился конфликт с местными бандитами, которые пытались обложить данью АО «Равис». Но найти заказчика громкого убийства не получилось и в рамках этой версии.
Жидкое золото
«Не общайся с плохой компанией», — всегда говорят детям родители. Но в 90-х так называемые братки сами решали, кому, с кем и как дружить. Зачастую такая «дружба» была принудительной. Преступные бригады навязывали коммерсантам свои услуги. Платить приходилось много, а отказаться — нереально. Попытки же обмануть братву заканчивались трупами.

В 90-х годах группировка Валерия Пономарева «зашла» на челябинский пивзавод «Челбис». Бандиты забирали продукцию предприятия практически за бесценок и реализовывали ее на своих точках по спекулятивным ценам. Руководство завода терпело убытки.
Изменить ситуацию решили главный инженер пивзавода Валерий Рылов и его заместитель Владимир Зудилкин. Они основали компанию «Пиво» и заключили договор с предприятием. Через эту фирму они стали успешно обходить бандитский общак.
Братки этот ход не оценили. 27 мая 1997 года «пономаревцы» расстреляли из автоматов Калашникова «Волгу», в которой ехали Рылов и Зудилкин. Кровавая акция прошла в 50-100 метрах от проходной предприятия. Случайной жертвой бандитов стал водитель коммерсантов Иван Жук.
Следствие сразу же вышло на заказчиков убийства. Но собрать доказательственную базу не получилось. Так или иначе бандиты получили свое: их судили за участие в преступном сообществе. Выйдя на свободу, Пономарев попытался вновь влиться в бандитский мир, но был теперь уже сам расстрелян во дворе дома на улице Братьев Кашириных.
По прозвищу «первый»
Оперативность и правильность принятия решений — отличительные качества умелого бизнесмена. Именно они всегда помогают таким людям быть на плаву.
Григорий Фишер был именно таким. Он везде стремился быть первым, предлагать что-то новое потребителю. Наверное, поэтому и был в немилости у конкурентов. Фишер одним из первых выстроил партнерские отношения с Финляндией и Китаем. Это позволило ему наводнить Челябинск оборудованием, станками, техникой, отделочными материалами.
Фишер входил в круг доверенных лиц занимавшего тогда пост губернатора области Вадима Соловьева. Дважды он избирался депутатом местного совета. Но не все в жизни предпринимателя было так гладко. В июне 1997 году его обвинили в хищении бюджетных средств. Следствие считало, что он нажился на контрактах при поставке для местного УВД нескольких автомобилей Volvo. Несколько недель Фишер провел в СИЗО, после был выпущен под залог.
И если прокуратура и следствие на время «отстали» от Фишера, то его недоброжелатели помнили о нем всегда. Так, в марте 1998 года в кафе «Заря» по предпринимателю и его охраннику открыли огонь. Фишер получил ранения в руку и ногу. Охранник же убил стрелка.

Личность стрелявшего была установлена. Им оказался некий Руслан Тамендаров, зять директора Челябинского зоопарка Галины Тютиной. Вскрылся и мотив: Фишеру выделили VIP-место в центре города под ярмарку, часть дохода с которой должна была идти на нужды зоопарка. Но бизнесмен игнорировал условия сделки, забирая всю выручку себе. По крайней мере, так произошедшее описала Тютина.
Следователи не успели разобраться в делах, связанных с Фишером — в субботу 29 августа 1998 года неизвестный застрелил его в собственном кабинете. Труп обнаружил охранник. Рядом с телом лежали три гильзы, оружия не было.
Организатора и киллера установить не удалось, как и мотивы преступления. По словам начальника уголовного розыска Курчатовского РУВД Игоря Яковлева, хранившиеся в кабинете деньги и ценные вещи преступника не заинтересовали.
Тень Чубайса за смертью гения челябинской приватизации
Если Анатолий Чубайс благодаря приватизации стал культовым отрицательным героем для всей России, то Владимир Головлев стал таким для жителей Челябинской области.

Родившись в 1957 году, он начал, как тогда было принято говорить, свой трудовой путь с разноса писем и газет в районе железнодорожного вокзала. Но, как говорят уже сейчас, почтальон Головлев ставил перед собой амбициозные цели. В 1980 году он окончил Челябинский политехнический институт (ЧПИ) по специальности «Экономика строительства». Вместе с ним учились такие титаны лихих 90-х, как будущий вице-премьер РФ Виктор Христенко и министр (по налогам и сборам, а затем труда и соцразвития) Александр Починок.
Головлев же начал с малого: экономист, начальник лаборатории экономического анализа, начальник планового отдела строительно-монтажного управления треста «Южуралэлектромонтаж». Но в 1989 году он устроился в Главное планово-экономическое управления Челябинского облисполкома, в 1991 году перебрался в кресло начальника отдела приватизации, демонополизации и рыночных отношений комитета экономики облисполкома, а затем — комитета по управлению имуществом области.
Одним из лучших его ходов стало предложение учредить чековый инвестиционный фонд АОЗТ «ЧОСИФ» под предлогом сохранения госконтроля над предприятиями и обеспечения бюджетников реальной собственностью. Возглавлявший тогда облисполком Петр Сумин под эту инициативу с ходу подписал соответствующее постановление, а директора 89 предприятий области передали в фонд от 15 до 20% акций. Туда же ушли «во временное управление» 10-процентные пакеты акций из областного фонда имущества.
Осенью 1993 года Головлев приватизировал ЧОСИФ, получив контроль над всеми ценными бумагами. ЧОСИФ, в свою очередь, учредил фонд «Социальная защита населения» (ЧИФ СЗН), куда стекались уже ваучеры — в том числе бюджетников и даже силовиков (последним едва ли не в приказном порядке было указано это сделать). И в распоряжении Головлева и его людей оказались ваучеры порядка 220 тысяч бюджетников и пенсионеров.
После чего «серый кардинал» приватизации начал обеспечивать себе политические позиции и неуязвимость. Он выдвигается на выборы в парламент и одновременно в губернаторы. Первые выборы он выиграл, пройдя по округу от блока «Выбор России».
В 1995 году он повторил успех на выборах в одномандатном округе, несмотря на общий провал партии «Демократический выбор России», которую представлял в парламенте. В 1999 году Головлев был избран в Госдуму по спискам — от «Союза правых сил».
В регионе же он больше не появлялся: смысл его приватизационной стратегии наконец стал ясен и силовикам, и губернатору Вадиму Соловьеву, и сменившему его Петру Сумину, и сменявшим друг друга прокурорам области, — что при ельцинском Соловьеве, что при «народном» Сумине. Самому приватизатору было глубоко плевать и на ненависть власть имущих в Челябинской области, и на возбужденное в 1996 году уголовное дело.
Тогда же его газета «Акцiонеръ» под рубрикой «Подонки в мундирах» выдала цикл статей ведущих сотрудников областного управления ФСБ. Но возбужденное по настоянию чекистов дело о клевете даже не дошло до суда.

К тому времени он летал куда выше, ставя палки в колеса самому Чубайсу — ряд действий Головлева даже притормозили на каком-то этапе реформу РАО «ЕЭС». Но он явно переоценил свои силы, и количество претензий переросло в качество. В 2001 году уже Генпрокуратура обратилась к Думе с требованием лишить сопредседателя «Либеральной России» Головлева депутатского иммунитета — его обвиняли в злоупотреблении полномочиями и хранении 600 млн долларов. Несколько голосований подряд депутаты отклоняли запрос, но в итоге проголосовали «за».
Головлев начал с того, что обвинил в фальсификации материалов дела, а продолжил показаниями на всех, кто мог иметь отношение к приватизации — от федеральных министров и лично Чубайса до челябинских чиновников. Прежде чем следователи (а затем и суд) успели поседеть от перспектив допроса персон такого ранга, Головлев 21 августа 2001 года вышел погулять с собакой у своего московского коттеджа. И первая пуля, и вторая, контрольная попали ему в голову. Двое охранников, вроде бы обязанные постоянно сопровождать его, заявили, что ничего не видели. Прокурор Москвы Михаил Авдюков оговорился, что допускает версию об убийстве, спровоцированным «личным страхом». Но чей это был страх, и кто дал заказ киллеру — так и остается неизвестным.
Шесть покушений на двоих
Успех в бизнесе почти всегда связан с риском. Коммерсанты делают все возможное, чтобы нарушить работу конкурентов. И если сейчас эти механизмы пытаются как-то скрыть, то раньше действовали наглее: конкурентов либо убивали, либо надолго засаживали в тюрьму.
В 90-е бизнесмены Виктор Фраас и Евгений Шишков построили успешный бизнес по разливу подсолнечного масла. Дела шли в гору до тех пор, пока бизнес-партнеры не стали спорить за право владеть компанией.
Раздел бизнеса сопровождался постоянными покушениями. В 2001 году в Фрасса выпустили несколько пуль из пистолета «ТТ» (Тульский Токарев). По некоторым данным, тогда он был ранен, но смог сбежать от киллера. Через год наемные убийцы пришли уже за Шишковым. Но покушение не увенчалось успехом.
Следующие три года все было относительно спокойно. Ровно до того момента, когда на пороге своего подъезда очередью из автомата Калашникова был изрешечен Фраас. Второе покушение он пережить не смог. Апрель 2006 года стал для него роковым.
После киллеры буквально устроили охоту за Шишковым. Его пытались убрать всеми возможными способами: караулили у дома и на улице. Жизнь коммерсанта постоянно была в опасности. Он пережил еще два покушения.
Но, как говорится, если долго мучиться… Вот и киллеры «домучили» свою жертву: в октябре 2010 года бизнесмена застрелили прямо в центре города, у дома №8 по улице Тимирязева. Вооруженный ассасин ранил Шишкова, когда тот находился в своем автомобиле Mercedes ML 350. А когда коммерсант попытался сбежать — его догнали и добили двумя выстрелами из пистолета «ТТ». По крайней мере гильзы именно от этого оружия были найдены на месте преступления. После выполнения заказа киллер сел на мотоцикл и скрылся. Свидетелям расправы стали многие горожане, но никто не смог дать зацепку следователям.
Установить убийц бизнесменов в 2006 и 2010 годах не удалось. Какое-то время в расправе над Шишковым подозревали дочку Фрааса. Якобы она винила бизнес-партнера отца в его смерти, а это вполне могло стать мотивом для мести. Но версия не подтвердилась.
Одна из самых уважаемых семей Челябинской области
Идеальная репутация, с одной стороны, дает почет и уважение. А с другой — вызывает повод для зависти. Иногда это приводит к непоправимому.
Вячеслав Середкин имел большой авторитет в регионе. Его называли идеальным человеком. Начав карьеру с должности рядового энергетика Троицкой ГРЭС, он построил выдающуюся карьеру, возглавив в итоге ОАО «Челябэнерго» — крупнейшую энергокомпанию Южного Урала.
В начале «нулевых» по версии газеты «Коммерсант» Середкин входил в тысячу самых богатых людей России. Заслуги в области энергетики не остались незамеченными: бизнесмена признали заслуженным работником ЕЭС России, почетным энергетиком Минэнерго РФ, заслуженным энергетиком СНГ. Обычный деревенский парень из Пензенской области своим упорством и дальновидностью смог устроить свою жизнь. Но в одну из августовских ночей 2011 года эту жизнь прервали пули преступников.
С женой Татьяной Середкин познакомился на производстве. Она тоже трудилась в энергетической отрасли. Вместе с мужем она стала жертвой кровавой расправы. Она до последнего пыталась добраться до телефона и вызвать полицию, но не смогла. Тела супругов обнаружили в их особняке в поселке Каштак. О страшном преступлении первым сообщил их племянник, работавший у семьи Середкиных водителем.
По данным следствия, несколько преступников проникли в дом через открытые двери веранды. Они застали пару в спальне. Первым погиб хозяин дома — в него в упор выстрелили из охотничьего карабина. Раненая женщина попыталась скрыться, но ее догнали и зарезали. После грабители «выпотрошили» содержимое шкафов и ящиков, буквально перевернув весь дом.
У следствия было сразу 15 версий произошедшего. В конце 2012 года сообщалось о перспективах раскрытия дела. Но уже в 2013-м стало понятно, что следствие зашло в тупик. На этом фоне Союз промышленников и предпринимателей объявил награду в пять миллионов рублей за информацию о личностях, причастных к убийству Середкиных. Но свидетелей ужасных событий не нашлось.
Сегодня производство по делу так и не возобновлено. При этом следователи и оперативники продолжают работать над раскрытием преступления.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми. Теперь мы и в MAX!