«Мы не уступаем Италии по качеству выделки кожи»: пермский мастер о необычных заказах и борьбе с масс-маркетом

Кожевенная мастерская «Пермский период» работает в столице края с 2018 года. Небольшой цех, в котором трудятся четыре человека, расположено на улице Пермской, в так называемом дворике мастеров. В рамках рубрики «Проверено на себе» корреспондент URA.RU вместе с основателем мастерской, предпринимателем Никитой Пьянковым изготовил браслет из кожи. В этот раз мы решили поговорить с Никитой о специфике его бизнеса, запросах клиентов и будущем пермских ремесленников.
Расскажи о себе. Откуда ты родом, чем занимался до того, как решил стать ремесленником?
Мне 37 лет. Я родом из поселка Половинка Чусовского округа. Рос в самой обычной семье. Отец — бывший шахтер. Мама — учитель. Так получилось, что с детства у меня тяга к рыбалке и охоте. С возрастом появилось еще одно увлечение — путешествия. Я закончил факультет психологии ПГГПУ.

Неожиданно. А по специальности работал?
Нет. Не нашел себя в этой сфере. Пробовал работать в сфере менеджмента. Тренинги личностного роста, управление персоналом и все такое. Параллельно работал в пермской компании «Золотой компас» инструктором по туризму, водил тургруппы по Пермскому краю и Башкирии.
А как произошел такой радикальный разворот в работе?
Все началось в 2017 году. На одном из форумов, где «тусуются» рубаки, увидел пост. В нем какой-то парень написал о своем увлечении — изготовлении ножен из натуральной кожи. И просил форумчан помочь ему с поиском клиентов, чтобы набить руку. А у меня как раз был нож охотничий. Я списался с ним. И тогда меня заинтересовала эта тема. Я начал искать в интернете информацию о том, что требуется для работы с кожей. Как выяснилось, достаточно всего-то железной линейки, канцелярского ножа, набора иголок и инструмента для пробития отверстий в коже. Помню, первая кожа, которую я купил, была совершенно ужасной по качеству. Но я тогда подумал: «Вау, круто!» Меня это очень вдохновило. Первой вещью, которую я изготовил, стала визитница. Потом — ножны, кошелек. Но, качество у них было так себе, конечно. А вот мой первый ремень вышел, действительно, круто.
Долго ли ты искал место для мастерской, были ли какие-то сложности с поиском помещения?

С локацией мне все сразу было понятно: это должен был быть центр города. Я стал смотреть объявления в интернете, но ничего подходящего не находилось: либо помещение не подходило, либо аренда дорогая. Однажды, прогуливался по Перми и зашел на улицу Пермскую. Я как-то интуитивно чувствовал, что меня тянет сюда. Забрел случайно в ремесленный двор. Смотрю — мастерская. И там как раз помещение в аренду сдавалось. Так мы здесь с 2018 года и обосновались. С обустройством мне помогал отец. Он собрал стеллаж, поддоны из которых затем появился рабочий стол. Да и сейчас здесь кое-что нуждается в доработке. 11 февраля можно считать днем рождения мастерской «Пермский период». В тот день я собрал своих друзей, и мы это отпраздновали.
Были у тебя страхи, сомнения относительно того, нужен ли тебе бизнес, связанный с изготовлением изделий из кожи? Как ты их преодолевал?

Конечно, страх, что что-то может пойти не так, был. Но у меня была на тот момент подработка. Ко всему прочему, я человек социально активный, у меня много друзей и знакомых. Когда я создал в соцсети группу кожевенной мастерской, то получил большой отклик. В личке друзья мне писали: «О, класс! А ремень сможешь сделать, а кошелек?». Начали поступать первые заказы от близкого круга. Я понял, что тема «выстрелила», то, чем я решил заняться, откликается в людях. Родные, конечно, переживали, все-таки работа по найму, это некая стабильность. Но, они меня поддержали, сказали: «Попробуй, если не понравится, всегда можно найти что-то еще. А это ремесло останется для души».
Кожевенное ремесло в частности, и ремесло как таковое, как мне кажется, не совсем популярная сейчас тема. Иногда создается впечатление, что оно вовсе ушло в небытие, и вещи в стиле hand-made окончательно вытеснил масс-маркет. Так ли это?
Когда я начал изучать эту тему, что понял, что она очень популярна на самом деле. Да и в Пермском крае много людей занимаются производством изделий из натуральной кожи. Правда, многие мастера делают кожаные изделия для узкого круга людей: родных, друзей, знакомых. Фишка еще и в том, что, если ты научился делать своими руками классные вещи, перед тобой никогда не стоит вопрос: а что же мне подарить родным, друзьям? Что касается масс-маркетов, то к нам приходят, когда не могут найти вещь, в которой присутствует индивидуальность. Именно на это сейчас есть запрос у покупателя, как мне кажется. Примерно 90% заказов, которые есть у нас в работе, связаны с персонализацией. Клиенты просят нанести тиснение лазерной гравировкой, какой-то текст. Хотят фишку, связанную с локальной историей в виде пермского звериного стиля. Причем пермяки готовы покупать дорогие не одноразовые вещи, потому что, в основном, они приобретают их в качестве подарка кому-либо.
А как ты борешься за покупателя с маркетплейсами, крупными игроками рынка?

Как я уже сказал, к нам идут, когда не могут найти что-то особенное в магазине. Магазин не предложит покупателю мастер-класс, а у нас они есть. На них приходят и дети, и взрослые. Когда люди познают процесс изготовления какой-то вещи, они не верят, что это так долго и так сложно. Мы проводим мастер-классы, чтобы показать ценность ручного труда. И тогда люди увидят, что вещь можно носить годами, и она будет стареть красиво, становиться другой, более интересной.
Ваш основной клиент — кто он?
Основные наши клиенты — женщины в возрасте 30-45 лет. Как правило, они заказывают какую-то вещь к празднику, например, к 23 Февраля. К выбору подарка дамы подходят всегда очень ответственно, планируя заказ очень заранее. Мужчины же всегда сомневаются в выборе, ведь угодить девушке, женщине гораздо сложнее, чем мужчине: а вдруг ей не понравится цвет? А какой кошелек ей нужен? А размер? Сумка ей больше подойдет или же ремешок — и так далее. В итоге в лучшем случае останавливают свой выбор на сертификате.
С какими клиентами тебе более комфортно работать?

Пожалуй, это люди, чья профессия связана с творчеством. Они более открыты, дают обратную связь, более эмоциональны. Для них важны вещи «с душой». К примеру, чтобы какие-то шрамы на коже были или кривая строчка — нюансы, которые указывают, на то, что кошелек или сумочка сделана руками, а не на фабрике. А вот для людей деловых напротив — важны качество и эстетика. Они подходят к заказу изделия спокойно, без лишних эмоций. И вещь должна быть без каких-либо огрехов.
А какой заказ или клиент особенно тебе запомнился?
Был заказ для одного очень крупного руководителя. Это топ-менеджер одной из пермских нефтедобывающих компаний. Коллеги заказали для него портфель с вставками из кожи крокодила. Заказ поступил за две недели до праздника. До того момента я не делал таких сложных изделий, а это полностью ручной шов, использование дорогих материалов, вставок, которые добавляют ему эксклюзивность, уникальность. Тут еще наложилось то, что перед праздниками у нас была большая загруженность. Многое приходилось реализовать интуитивно. Трое суток подряд в режиме нон-стоп я сидел в мастерской. Но я справился. Передал портфель заказчику, перекрестился, и выдохнул. Клиенту понравилось. На самом деле подобные заказы позволяют наработать огромный опыт.
Где ты берешь кожу для изделий, сложно ли найти качественный материал?

В основном, мы покупаем кожу российских кожевенных заводов. Она уже выделана и готова к производству изделий. Заводы продают кожевенным фабрикам и мелким поставщикам. Мы закупаем материал у посредников, поскольку объемы закупки небольшие. У них можно купить шкуру, полшкуры. Себестоимость кожи в таком случае вырастает примерно в два раза. Но заводу невыгодно продавать мелким оптом. В Италии закупаем. Но там более требовательная технология к выделке кожи. Для экологии это вредный процесс (используются различные дубители, химия и так далее). Поэтому, зачастую, итальянцы закупают шкуры в России и у себя доводят «до ума». Нельзя сказать, что за границей более качественный материал. Просто подход к производству разный. В Италии очень развиты семейные мануфактуры, которые передаются из поколения в поколение. Например, кожи для ремней мы приобретаем у братьев-итальянцев, которые получили бизнес по наследству.
А как передать ремесло, которым ты занимаешься, следующему поколению здесь, в Перми? Есть ли к нему интерес у детей, которые растут с гаджетами в руках?

Когда мы с детьми из кусочка кожи создаем какую-то интересную, необычную, классную вещь, будь то брелок или кошелечек, у них глаза начинают «гореть». Понятно, что «заходит» это далеко не всем. Но мы даем детям возможность попробовать сделать что-то своими руками. Показываем, что даже в цифровой век есть вещи, которые можно почувствовать только руками, «прочувствовать» их. И для меня ценно, что мы с моей командой рассказываем о своем ремесле, гончар — о своем, кузнец — о своем. Людей приходит много, есть абсолютная уверенность, что кожевенное ремесло не уйдет в небытие. Людям всегда будут нужны изделия из кожи: сумки, ремни, ботинки.
Есть ли у тебя мечта, связанная с делом, которым ты занимаешься?
Хотелось бы масштабировать проект. Сделать так, чтобы была возможность производить как дорогие, эксклюзивные вещи, так и массовый сегмент. Открыть школу кожевенного мастерства, чтобы люди приезжали к нам из других регионов, и могли погрузиться в это ремесло.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь! Теперь мы и в MAX.