Миасс открыли для читателей Forbes: основан неудачником, экс-мэр удивляет всех из-за решетки, главный промышленник ищет «муды»
Любимый журнал российской бизнес-элиты Forbes, входящий в империю медиа-магната Акселя Шпрингера, в традиционной рубрике «Рекогносцировка» уделил несколько страниц четвертому по величине городу Челябинской области – Миассу. В статье с ожидаемым названием «В золотой долине» автор делает вывод, что Миасс – типичный промышленный город, где уживаются три центра власти в лице промышленной элиты, политически активных предпринимателей и авторитетных бизнесменов.
Как рассказывает Forbes, будущая автомобилестроительная столица Южного Урала появилась на карте России в 1773 году благодаря большой неудаче тульского купца Лариона Лугинина. Он получил разрешение на строительство здесь медеплавильного завода и скупил у башкир окрестные земли. Несмотря на то, что в то время в здешних горах нашли много топазов и других минералов, с медью вышла промашка – богатые месторождения руды Лугинину нужно было искать на северо-западе своих владений, где ныне расположен Карабаш, но купец этого делать не стал. А золото, из-за которого Миасс, собственно, и получил свое второе название Золотая долина, в здешних местах нашли только через четверть века.
Своему второму рождению Миасс обязан Уральскому автомобильному заводу, который был создан в годы войны на базе эвакуированного из Москвы Завода имени Сталина. Сразу после войны в окрестностях Миасса появилось секретное конструкторское бюро, вошедшее в кооперацию по разработке и производству баллистических ракет. Оба предприятия остаются двумя столпами, на которых зиждется экономика города, а потому, как отмечает со страниц журнала генеральный директор нынешнего АЗ «Урал» Виктор Корман, тяжеловесов в Миассе всего двое: он и директор Государственного ракетного центра имени академика Макеева Владимир Дегтярь.
О Кормане рассказывается как о человеке, внедрившем в многотысячном коллективе японскую управленческую систему бережливого производства. Топ-менеджеры сняли галстуки и белые рубашки и стали к станкам искать «муды» - так японцы называют потери и неоптимальные решения. Главный конвейер автозавода теперь начинается в комнате, где пол расчерчен на разноцветные квадраты. За проблемы на участке полагается синий квадрат, за отсутствие решения проблемы – желтый, за отсутствие решения в течение недели – красный. Попадая на красный квадрат во второй раз, менеджер пишет заявление об уходе. Правда, признает Виктор Корман, пока таких прецедентов не случалось.
О бывшем мэре Владимире Григориади, которого в 2005 году посадили за взятку, Forbes рассказывает как об организаторском гении. Свои способности экс-глава реализовал даже за решеткой: в Кыштымской колонии, куда его направили отбывать наказание, он стал помощником начальника по производству и поставил на поток выпуск зеками ширпотреба. Вскоре исправительное учреждение стало членом городского Союза промышленников и предпринимателей, причем на церемонии он держался так, как будто все еще мэр, объявив, что «сегодня у колоний такой же производственный потенциал, как и у других предприятий».
Как отмечает журнал, сменивший Владимира Григориади на посту главы администрации предприниматель Виктор Ардабьевский был хорошо воспринят в среде бизнесменов, однако не пользуется большим расположением у населения и здешних политиков. Амбициозный бизнесмен, подавшийся в политику, на фоне предшественника он смотрится блекло и минусом называется отсутствие у него «пунктика», который был у предшественника, - любовь к чистоте. Депутат Госдумы Валерий Панов признается, что Ардабьевский не оправдал его ожиданий в части развития инфраструктуры и благоустройства. «С тех пор как Григориади посадили, улицы грязные», - сокрушается депутат.
На этом фоне свое влияние в городе укрепили бизнесмены, которые и ранее имели репутацию авторитетных. Характерный пример – бывший шеф местного угро Маменджан Имеров, чье фото, пожалуй, впервые публикуется журналом. В политику он не лезет и никаких общественных постов не занимает, однако его коммерческие предприятия давно приняли в аутсорсинг часть муниципальных функций – например, троллейбусные перевозки и общественные бани. Кроме того, каждый будний день два часа Имеров посвящает приему в своем офисе граждан по личным вопросам, объясняя это тем, что иначе народ будет толпиться у дверей его дома. На прием однажды пришли учителя с жалобой на директора школы, который несправедливо распределяет премии, и конфликт был улажен по телефону. Как рассказывает бизнесмен, однажды, разозлившись на городскую власть, он арендовал квадратный метр муниципальной земли и повесил баннер со своим портретом и подписью «Я знаю выход». Правда, хотел написать другое – «Это мой город», но передумал в последний момент.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!