«Мечел» покаялся. ЮКОС №2 отменяется, но появился след Чемезова
Раскритикованная Владимиром Путиным компания «Мечел» признала, что продавала уголь на экспорт дешевле, чем внутри страны. Как говорится в официальном сообщении компании, выпущенном 25 июля, «Мечел» разделяет озабоченность» правительства и металлургов ростом цен на металлопродукцию и сырье, а также «выражает готовность к сотрудничеству» с органами власти». Компания подчеркнула, что уже заключила несколько договоров на поставки продукции до конца года.
Однако, как сообщают «Ведомости», до этого на сайте «Мечела» появлялось более полное сообщение: компания признавалась, что в I квартале 2008 года имел место «существенный разрыв между внутренними и внешними ценами на коксующийся уголь». В апреле 2007 года «Якутуголь» заключил годовые контракты с рядом японских и корейских компаний по 92,5 доллара за 1 тонну, «Мечел» стал собственником компании в конце октября 2007 году и принял на себя обязательства по ее контрактам, но с марта 2008 года новые экспортные контракты «Якутугля» заключены по мировым ценам.
Это сообщение с сайта исчезло, его появление назвали «технической ошибкой». Путин имел в виду именно старый контракт «Якутугля», заявил 24 июля близкий к владельцу «Мечела» Игорю Зюзину источник.
25 июля аналитики пытались объяснить инвесторам внезапный гнев Путина. Чиновники хранили молчание. Лишь замминистра экономразвития Андрей Клепач объяснил, что ситуация с «Мечелом» — не скандал, а узловая развилка в развитии отрасли: поставщикам сырья, металлургам и их потребителям придется заключать долгосрочные контракты. Несколько источников в «Мечеле» уверены, что причиной атаки стали жалобы владельца НЛМК Владимира Лисина. Переход на долгосрочные отношения по всей цепочке предложил именно он. И ФАС возбудила дело в отношении «Мечела» как раз в связи с прекращением поставок угольного концентрата в адрес НЛМК. Представитель НЛМК подтвердил, что НЛМК жаловался в ФАС на «Мечел» и поднимал эти вопросы на совещаниях у вице-премьера Игоря Сечина.
Резкий выпад премьера Путина против Зюзина может быть связан с желанием «Ростехнологий» (глава Сергей Чемезов) получить контроль над активами «Мечела», считает источник в администрации президента. Та же версия у предпринимателя и инвестбанкира, знакомых с Зюзиным. Два источника, близких к ФГУП «Рособоронэкспорт» (предшественник «Ростехнологий»), рассказывали в начале 2007 года, что идут переговоры с Зюзиным о включении активов «Мечела» в «Русспецсталь», созданную ФГУПом. У «Ростехнологий» нет интереса к «Мечелу», заверяет представитель госкорпорации.
Путин потребовал от ФАС и следственного комитета генпрокуратуры разобраться с экспортными поставками сырья «Мечелом». «Мечел» будут продолжать преследовать, уверен собеседник в правительстве: шанс исправиться есть, но это будет стоить дорого — надо погасить всю налоговую дельту. У «Мечела» вся экспортная выручка от продажи коксующегося угля в 2007 году меньше 100 млн. долларов, так что налоговые претензии по этому поводу, если и будут, не навредят компании, заявил аналитик «Тройки диалог» Сергей Донской. Компанию ждут проверки, уверены ее сотрудники.
Источник, близкий к Кремлю, уверен, что санкций в отношении «Мечела» и не потребуется: «Компания не без оснований попала под горячую руку, но, так как они пообещали исправиться, дожимать их не станут». Вряд ли «Мечелу» предстоит стать ЮКОСом № 2, считает Дэниэл Салтер из ING: бизнес в России больше не конфликтует с властью, а Зюзин не замечен в финансировании политической оппозиции. Крис Уифер из «Уралсиба» уверен, что «второй ЮКОС» не нужен ни бизнесу, ни правительству: успех «плана Путина» до 2020 года зависит от роста иностранных инвестиций. Но размещение привилегированных акций «Мечела» (11,7% от увеличенного уставного капитала), запланированное на 11 августа, отложено, заявил источник, близкий к компании. Это подтвердил и инвестбанкир, знакомый с подготовкой размещения.
Скептически настроенные инвесторы укрепились в своем скепсисе, остальные ждут развязки и не уверены в перспективах, говорит главный экономист Deutcshe Bank Ярослав Лисоволик. Если инвесторы придут к выводу, что начинается очередное перераспределение сырьевых активов, то будет и отток капитала, рассуждает Юлия Цепляева из Merrill Lynch: «Потерявшие деньги на ЮКОСе не хотят повторения». Если дело ограничится уже высказанным недовольством, инвесторы быстро успокоятся, думает Цепляева: все зависит от действий правительства. Причина резких слов премьера — в недовольстве экономической ситуацией и прессингом инфляции, заключает Уифер.
Заседание комиссии по делу «Мечела» назначено на 26 августа, заявил представитель ФАС.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!