На внутреннем рынке нефти коллапс: цены упали в два раза, нефть не продается. Последнее слово за Сечиным
Внутрироссийский рынок нефти лихорадит третий месяц подряд. До окончания ноября осталось всего два дня, а нефтяники не заключили ни одной сделки по поставкам сырья в декабре. Как сообщают «Ведомости», свободный внутренний рынок нефти — это около 42-48 млн. тонн в год (до 10% добычи). Торги обычно начинаются в третьей декаде месяца — с поставкой в следующем месяце. Но с сентября рынок пребывает в состоянии коллапса, констатирует гендиректор «Инфотэк консалт» Наталья Шуляр: сделки должны были начаться еще 16-17 ноября, а 26-27 ноября уже закончиться. Однако вплоть до середины вчерашнего дня торги так и не начались, отметила она.
Сначала были только индикативные цены: продавцы хотели 4 тыс. - 4 тыс. 200 рублей за тонну, покупатели — 3 тыс. – 3 тыс. 100 рублей. А к вечеру у некоторых участников рынка, похоже, не выдержали нервы, и пошли первые, но еще не подтвержденные сообщения о начале сделок, рассказывает Шуляр. Московский НПЗ начал оформлять декабрьскую нефть по 3 тыс. 600 рублей за тонну (подтвердить это на заводе вчера не удалось), а на узлах учета в Западной Сибири прошла информация о сделках по 3 тыс. 100 рублей за 1 тонну, говорит она.
Для сравнения: средняя внутренняя цена ноябрьских поставок на свободном рынке составляла 3 тыс. 300 рублей за тонну, цена октября — 6 тыс. 450 рублей, сентября — 6 тыс. 850 рублей, напомнил аналитик ИЦ «Кортес» Алла Афанасьева. При этом себестоимость добычи в среднем по России — около 2 тыс. рублей за тонну, НДПИ — 2 тыс. 569 рублей, заявил Шуляр. А значит, внутренняя цена должна быть 4 тыс. 200 – 4 тыс. 500 рублей, чтобы не добывать в убыток, констатировал эксперт.
Внутренняя цена обычно формируется на основе равнодоходности с экспортной плюс премия. И продавцы пока ждут, что экспортная пошлина на нефть с 1 декабря будет ниже той ставки, что уже была объявлена Минфином — 192,1 долларов за тонну (против нынешних 287,3 долларов), рассказали сразу два нефтетрейдера. Такое возможно, поскольку постановление правительства с декабрьской ставкой до сих пор не опубликовано, отметил Шуляр.
Проект постановления еще неделю назад был отправлен в правительство, но до сих пор не утвержден. Визу на документе никак не поставит вице-премьер Игорь Сечин, рассказали чиновники двух министерств, участвующих в переговорах об этом. Один из них дал понять, в чем причина: крупнейшие нефтяные компании просят дальнейшего понижения пошлин и Сечин пытается помочь нефтяникам. Топ-менеджер одной из компаний подтвердил, что нефтяники надеются на новое снижение. При цене Urals в 52 доллара за баррель и ставке пошлины в 192 доллара убытки от экспорта будут составлять около 20 долларов с тонны, а чтобы экспортировать в ноль ставка должна быть 160-170 долларов, отмечает он. Один из чиновников подчеркнул: решение — за премьер-министром Владимиром Путиным. У пресс-секретаря премьер-министра Путина Дмитрия Пескова получить комментарии не удалось. Представители Минэнерго, Минэкономразвития и Минфина от них отказались.
Если пошлину не пересмотрят, то и внутренние цены сохранятся примерно на уровне ноября, считает Афанасьева. А они убыточны для нефтяников. «Мы четвертый месяц работаем в убыток, добыча сократилась на 40%», — констатировал гендиректор ассоциации малых нефтяных компаний «Ассонефть» Елена Корзун. Нефтяники готовы добывать и при 30 долларах за баррель, но только при соответствующей налоговой нагрузке, добавила она.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.