«Слушайте, вы с Тунгусовым разбирайтесь сами»
Аркадий Чернецкий – о проверке деятельности Мишарина, городском отделении ЕР, кадровых решениях Куйвашева, воровстве на Иннопроме
Свердловская элита живет в ожидании (в ожидании формирования правительства, в ожидании новых сигналов от губернатора Куйвашева) и постепенно переваривает уже сделанные заявления. О создании городского отделения ЕР (будет ли это центр власти, альтернативный мэрии), о назначении Силина и выдвижении Носова, о судьбе Якоба и Тунгусова. Первый в новейшей истории мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий был и одним из первых политиков, встретившихся с Куйвашевым. Они говорили тет-а-тет, не позволив журналистам вести даже протокольную съемку, а потом встречались снова и снова. Последняя встреча прошла во вторник днем – за неделю до новой презентации уральской заявки на ЭКСПО-2020, которую будет проводить Куйвашев, а курирует (по просьбе губернатора) Чернецкий. Корреспондент «URA.Ru» встретился с политиком, чтобы узнать, какие настроения в элитах, насколько длительный кредит доверия дается новому губернатору, кем и когда будут проверяться сметы на ЭКСПО, и многое другое.
- Первый политический проект нового губернатора касался Екатеринбурга, создания в городе единого отделения «Единой России». Что вы думаете об этом?
- И я, и администрация города говорили о необходимости этого шага последние десять лет.
- Вам бы хотелось, чтобы отделение было подконтрольно администрации?
- Нет. Давайте так: зачем вы задаете мне вопрос, на который знаете ответ. Неужели вы думаете…
- Вдруг вы ответите, что партия должна быть «под мэрией».
- Вы меня за дурачка считаете? Ведь нет... Какой может быть разговор о нахождении партийной организации под контролем администрации?
- Есть еще популярная формулировка о взаимодействии.
- Да, взаимодействовать она должна. Я понимаю, что сегодня никаким идеологическим конфликтам (прежде всего с «Единой России») места нет.
- Вы думали о том, кто мог бы возглавить отделение?
- Раньше думал. Из тех секретарей районных отделений, что сегодня работают, наиболее дееспособная фигура – [Анатолий] Никифоров. Но это совершенно не означает, что он и должен им стать. Я считаю, что сама ситуация с отсутствием единого городского отделения в Екатеринбурге была ненормальной. В большинстве крупных городов такие отделения были, а в нашем искусственно этому сопротивлялись, видимо, боясь, что она попадет под влияние городской администрации.
- Как вы оценили решение губернатора назначить главой своей администрации вашего давнего соратника, председателя гордумы двух созывов Якова Силина?
- В общем, я достаточно высокого мнения о Якове Петровиче. Должность председателя думы два созыва он занимал не случайно, выделялся своим потенциалом.
- Его неизбрание председателем в третий раз было для вас неожиданностью?
- Нет, потому что я знал настроения в думе третьего созыва. А сейчас, с учетом того, что он, росший по линии депутата, получил опыт работы в исполнительной власти, я считаю, у него сформирован неодномерный взгляд на процессы и многие вещи.
- А оценку самому Евгению Куйвашеву, как губернатору Свердловской области, вы когда сможете поставить? Вот вы же открыто говорили: губернатор Мишарин – сильный губернатор, а команда у него плохая. Сколько должно пройти времени, чтобы это можно было понять?
- В разговорах с Мишариным я видел, что он понимает проблемы, формулирует решения, но дальше все это глохло.
У Куйвашева ситуация непростая. Он пришел в середине года на сформированный бюджет. Я не знаю, как бюджет первые пять месяцев года исполнялся, но, по моим ощущениям, ситуация достаточно сложная.
Естественно, с этим бюджетом ему предстоит жить до конца года, и первые полгода для него будут чрезвычайно сложными. Во-первых, именно потому что жить будет по чужому бюджету. Во-вторых, из-за наслоения организационных вопросов и знакомства с областью.
Но вообще, чтобы оценить разобраться в проблемах Свердловской области, оценить ее потенциал – года не хватит.
- [Бывший мэр Березовского Вячеслав] Брозовский говорит, что кредит доверия губернатору - два года, а потом можно оценивать сделанное.
- Правильно. 2013 год будет годом, бюджет которого будет формироваться на тех посылах, что сформулирует новый губернатор.
- Скажите, назначение Владимира Власова премьером будет хорошим знаком или нет?
- (несколько секунд барабанит по столу) Власов – специалист хороший, но Власов, в первую очередь, прошел в правительстве школу социального направления. Поэтому, если губернатор поставит задачу некоегоскачка, рывка в развитии – он будет искать другого председателя правительства. Если задача стабилизировать ситуацию – Власов подходит для стабилизации ситуации. Но это только мое мнение.
- Сейчас области нужен скачок или стабилизация?
- Это вопрос губернатора.
- Другое решение. Обсуждается возможность выдвижения Сергея Носова кандидатом на праймериз «Единой России» для дальнейшего направления на выборы мэра Нижнего Тагила. Это какой ход?
- Для восприятия тагильчан - сильный, но не уверен, что сам Носов на это подпишется, потому что парень он достаточно амбициозный. Если он выдвинется, то выбраться ему будет легко, а работать – сложно.
- Из-за амбиций или сейчас любому было бы сложно в Тагиле?
- Во-первых, потому что в Тагиле любому будет непросто. Во-вторых, он - производственник.
- Вы тоже.
- И ты думаешь, мне было легко входить в курс дела?
- Не знаю.
- Естественно, вы помните «позднего мэра Чернецкого». А так, конечно, в начале было сложно.
- Но все учатся. Сегодня глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб отчитывался о проделанной за год работы, и депутаты признавали, что и отчет стал качественнее, чем год назад и сам Якоб, как управленец, сильно вырос. Можно говорить, что новая команда руководителей уже выросла?
- У нас идет нормальное обновление команды, и оно идет в том же ритме, что было при мне. За 19 лет работы я сменил 19 заместителей и 23 главы района. В среднем, один заместитель и глава района в год. Сегодня примерно такая же картина. В администрации города вопросам «свежей крови» всегда уделялось повышенное внимание. Всегда велись плановые (я подчеркиваю это слово) замены.
- Как можно оценить работу этой команды, если смотреть с точки зрения интересов города?
- Сегодня в городе работает очень крепкая команда, очень органично сочетающая и опыт, и молодость. В оценках, которые даются в том числе и новым губернатором, всегда отмечается качество городской команды.
- В этой команде есть засидевшиеся?
- Дольше, всех в администрации, к примеру, на сегодняшний день, работает [заместитель главы города по социальным вопросам Михаил] Матвеев. К нему есть вопросы по качеству работы?
- Говорят, несамостоятельный.
- Двадцать лет он работает «несамостоятельно». И кто говорит?
- Руководители подведомственных ему учреждений.
- Да перестаньте. У него всегда были хорошие отношения с руководителями управления: давал им достаточно свободы и спрашивал то, что положено спрашивать. В конце концов, только Якоб может оценивать: засиделся или нет Матвеев.
- Но меня интересует, конечно, не Матвеев, а [замглавы администрации Владимир] Тунгусов.
- Слушайте, вы с Тунгусовым разбирайтесь сами. У вас какая-то индиосинкразия на Тунгусова, которую вы как издание скрыть не можете. Вы демонизируете его, и я не понимаю, какую цель вы этим преследуете.
- При губернаторе Александре Мишарине вы активно лоббировали проект «Большой Екатеринбург». Вы еще помните о нем или он находится вне зоны вашего интереса?
- Просто я не хочу форсировать события, так как понимаю, что сегодня у Куйвашева головных болей выше крыши. Ему нужно хоть немного войти в курс дела, сформировать правительство, решить основные вопросы. Но я обязательно поставлю перед ним этот вопрос, и буду доказывать, что эта тема достойна внимания. Это правильный проект.
- При этом, вы уже заняты одним проектом – заявкой Екатеринбурга на ЭКСПО-2020. Через неделю презентацию города на ассамблее выставочного бюро в Париже. В политике всегда важны знаки, символы. Вот, например, готовится спецвыпуск бюллетеня нашей заявки, и приветственное слово для членов бюро пишет не безликая команда, нет – приветственное слово будет за вашей подписью. Теперь вы – лицо заявки?
- В этом проекте я пока работаю на волонтерских началах, и никакой специальной роли у меня нет. Хотя достаточно долго я отслеживаю работу заявочного комитета, пытаюсь состыковать его с городскими службами, чтобы работа была эффективнее. Не так давно губернатор - Евгений Владимирович [Куйвашев] – предложил мне возглавить наблюдательный совет. В принципе, я не отказался, но существует процедура, в результате которой выбирается председатель этого совета. На сегодняшний день есть необходимость поменять несколько человек в наблюдательном совете, которые отошли от дел: [бывшего первого вице-премьера Михаила] Максимова, [бывшего премьера Анатолия] Гредина, [прежнего губернатора] Александра Сергеевича [Мишарина].
- Критики заявки упрекают власти, что подготовлена заявка ради ЭКСПО, нет идеи проведения выставки ради развития города с какими-то понятными, осязаемыми целями.
- Мы все прекрасно понимаем, что если город выиграет этот конкурс – тогда все нюансы, связанные с развитием города получат зеленый свет. Многие проблемы будут решаться за счет государственных инвестиций, внимания властей различного уровня и так далее. А на данном этапе идет лишь борьба за победу в данном конкурсе. Это самая настоящая рекламная кампания, это креатив, это большая политика.
- На форуме, посвященном ЭКСПО, вы высказывали замечания в адрес заявочного комитета.
- И не только. Сегодня, чтобы победить на конкурсе, нужно выполнить целый комплекс условий. В том числе, улучшить реакцию восприятия горожанами факта проведения выставки. Организаторы придают этому достаточно серьезное внимание, потому что хотят получить благоприятную, дружелюбную обстановку в городе, где со всей земли соберутся миллионы туристов. И они, естественно, отслеживают публикации, которые существуют о городе. Екатеринбург же сейчас критикуется абсолютно бездумно.
- Екатеринбург как город или городскую власть?
- Когда говорят про власть – надо говорить конкретно. Вот чиновник Иванов - плохо работает, Сидоров – он взятки берет. ..Это один разговор. Я о другом: об огульном охаивании города, просто так, без конкретики. Мы вообще не очень ценим то место, которое живем; парадоксально, но люди, приезжающие в город зачастую более лояльны, чем те, кто здесь постоянно проживает. И поэтому я не критиковал, это был призыв к журналистам, к горожанам: давайте более ответственно понимать, что в XXI веке все, что мы пишем в одном уголке Земли, потом отзывается по всей планете.
О работе заявочного комитета я высказывал свое мнение, не будучи членом каких-то рабочих органов, лишь как горожанин, соприкоснувшийся с этой заявкой. Не могу сказать, что заявочный комитет совсем не работал. Шаг вперед, и даже не один, был сделан. Но то, что нужно работать более интенсивно, для меня очевидно. Время поджимает, и тот факт, что я включился в работу, не имея должностей, подтверждает это.
- Стоит ли сейчас вопрос о смене руководителя заявочного комитета?
- Давайте не будем обсуждать это публично. Мы это обсуждаем: есть аргументы за, есть аргументы против.
- Как я понимаю, это обычная практика – вот турки сменили своего председателя.
- Ну, и что хорошего? Вышел скандал на весь мир. Никаких оснований устраивать скандал у нас нет, и если замена будет происходить, то с пониманием того, что предыдущее руководство работало хорошо, и по многим вопросам прогресс был.
- И передать его, скажем, какому-нибудь МИДовцу.
- Давайте не будем забегать вперед. Это прерогатива наблюдательного совета, и сегодня все его члены озабочены этим вопросом. Соберемся вместе – будем решать.
- Вопрос финансов – тоже вопрос наблюдательного совета. Я знаю, что у заявочного комитета заканчиваются средства, выделенные из областного бюджета, и собранные от спонсоров. Дополнительные вливания будут?
- Для этого нужно, чтобы было исправлено положение о ревизионной комиссии, чтобы была проведена проверка деятельности дирекции, дана оценка тому, как расходовались средства. После этого наблюдательный совет будет принимать решение о привлечении новых средств, определении на какие цели и в каком объеме.
- Эту ревизию хотите провести только вы или и другие члены совета?
-Я думаю, будет единое понимание этого вопроса и такая ревизия пройдет. Это нормальная практика.
- У меня есть еще один аргумент против ЭКСПО. Смотрите, сейчас выставка проходит в корейском городе Есу, но этот город не манит к себе туристов, новости оттуда не попадают на передовицы газет.
- Я постараюсь специально съездить, посмотреть, чтобы иметь свое мнение об этом. Пока по тому, что я знаю, Есу – это даже не город, а небольшой населенный пункт, который ради проведения выставки превратили в мировой центр.
- Временно.
- У нас тоже все павильоны будут сборно-разборными. В капитальном варианте разрешается построить только павильон страны-хозяйки. Так что необязательно, что закрепленное пространство будет использоваться под выставочную деятельность.
- И все же. У меня есть знакомые, кто ездил на чемпионат мира по хоккею, есть те, кто поедет на чемпионат Европы по футболу, а желающих поехать в Есу без производственной надобности нет. Не повторится ли эта история с Екатеринбургом?
- Подождите. В Есу тематическая выставка, связанная с морем, океаном, а мы боремся за право проведения универсальной выставки всех достижений мировой цивилизации к этому моменту.
- Как вы считаете, как относятся екатеринбуржцы к идее проведения ЭКСПО-2020 на Урале?
- Большинство людей, которые живут своим умом, эту идею одобряют, понимают, что рывок, который город может совершить в случае проведения выставки, нам без выставки за 50 лет не сделать. Объем инвестиций колоссальный. Шанхай вложил 50 млрд долларов, Милан – 20. Городской бюджет о таких цифрах даже мечтать не может.
- В Екатеринбурге большинство людей живут своим умом?
- Я не знаю. А вы можете назвать мне аргументацию против выставки?
- Непрозрачность работы заявочного комитета, вызывающий недоверие ко всей проводимой работе.
- Заявочный комитет перестанет существовать через год. Его деятельность проверят и дадут ей оценку. И объем средств, которые идут через комитет, это сотая, а то и тысячная доля того, что потребуется на подготовку к выставке. А если исходить из посыла «Все вокруг воруют, и мы ничего делать не будем», тогда мы ничего и не сделаем, ничего не получим.
- Этот посыл взялся не из ниоткуда. За два года мы много слышали о величии Иннопрома, скоростных магистралей, ЭКСПО-2020, возрождении Верхотурья, решении вопросов с детскими садами к 2013 году, которое превратилось в обычное уплотнение. Было много масштабных проектов, закончившихся ничем. Вы ощущаете у горожан недоверие?
- Я не хочу сейчас скатываться на критику… Я ощущаю, что мысль, которую вы излагаете, некоторые СМИ пытаются педалировать. Если оценивать настроения людей (а я с людьми достаточно часто встречаюсь) – то этого не ощущаю.
- Вы говорите, что ревизия работы заявочного комитета – нормальная практика, а стоит провести такую же ревизию после смены губернатора?
- Это решение должно приниматься новым губернатором. Есть процессы, контролируемые Счетной палатой, есть процессы, контролируемые Законодательным собранием. В случае если требуется какая-то дополнительная проверка – это исключительная компетенция губернатора.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить
свой комментарий
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой
комментарий
Загрузка...