Митингуйте! Где-то в деревне, а где — под личными окнами мэра
Вступило в действие постановление губернатора Челябинской области, в котором определен перечень мест на территории региона — «специально отведенных или приспособленных для коллективного обслуживания общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». Если говорить проще, то это территории так называемых «гайд-парков», точнее аналогов знаменитого парка в Лондоне, где перед британцами выступают проповедники и прочие ораторы с любыми идеями. Таким образом, власти области исполнили новый федеральный закон о порядке проведения публичных мероприятий, вступивший в силу 1 января этого года. Список хотя и обширен, но разнороден. Подробности — в материале «URA.Ru».
Челябинск, парк имени Гагарина, летняя эстрада — здесь, в декабре 2011 года состоялся самый крупный оппозиционный, митинг «За честные выборы»
Полный список опубликован в газете «Южноуральская панорама». Места для митингов предлагали главы муниципалитетов, а областные власти эти места согласовывали. По сути, ни одно из предложений не было отклонено. Но вот что забавно, подход к определению площадок был со стороны муниципалитетов разный. Так, в Еткульском районе места под «гайд-парки» есть практически во всех сельских поселениях, в Пластовском и Чесменском вообще в каждой деревне.
— У нас и митингов-то не бывает. Но чем больше ограничений, тем больше протестной активности, — пояснил «URA.Ru» глава Пластовского района Александр Неклюдов. — Пусть будут такие площадки для сельских сходов. Зачем людей ограничивать? Не ехать же им из дальней деревни, чтобы дела обсудить на свежем воздухе, в райцентр.
А в Нязепетровском и Коркинском районах «гайд-парки» есть только в центральных городах. В Коркино гражданам предлагается митинговать на Комсомольской площади — традиционном месте для народных гуляний. Даже мятежная Роза, поселок прославившийся своей прошлогодней голодовкой, целью которой были выборы, остался без «гайд-парка».
Площадь Ярославского в Челябинске, где в феврале прошлого года народ выражал поддержку Путину, в список «гайд-парков» не попала
В Нязепетровске местом для митинга стала площадка перед городским Домом культуры. Впрочем, Нязепетровский район — одна из самых мирных территорий, и здесь массовых акций протеста почти не бывает. Увельский район тоже считается спокойным районом. Когда-то здесь часто бунтовало Хомутинино, борясь за свою независимость от районных властей. И хотя сейчас село уже перестало быть очагом напряженности, все «бунтари» удалены от власти, районная администрация ограничилась выделением площадки только в Увелке, в райцентре, у здания центрального универмага.
В целом же главы особенно оригинальны не были. Площадки для митингов в сельских районах выбирались у Домов культуры, то есть прямо под окнами администраций, чтобы власти могли смотреть из своих окон на то, как население выражает свое недовольство. Впрочем, в городах та же картина. К примеру, в Южноуральске одна из трех территорий расположена на площади Ленинского комсомола, а окна мэра Евгения Соболева выходят именно на эту площадь. В Верхнем Уфалее один из двух «гайд-парков» у Центра искусств — там, где в сентябре 2011 года публично сожгла себя местная жительница.
Не смогут граждане митинговать и на площади Революции. 24 апреля 2008 года — стихийный, один из самых массовых, митингов за всю новейшую историю Южного Урала. Народ против монетизации льгот за проезд. В историю он вошел как «митинг пенсионеров»
А вот самые крупные города, Челябинск и Магнитогорск, не стали слишком «заморачиваться», площадок для выражения настроения немного. В Магнитогорске только одна территория — Сквер трех поколений, напротив Курантов, в отдалении от мэрии. Сквер вполне просторный, место всем должно хватить. Хотя граждане обычно для мест протеста выбирали именно площадь у Курантов, поближе к мэрии, или у развлекательного центра «Магнит».
В Челябинске излюбленным местом для протестных настроений всегда были площадки у стен зданий, где находятся органы власти. Так, в 2008 году, стихийная акция протеста у здания Заксобрания, когда пенсионеры выражали свое недовольство монетизацией льгот, вылилась в масштабный митинг — народу было столько, что участники заняли проезжую часть на площади Революции, у памятника Ленину, перекрыв движение транспорта. Чаще всего акции протеста стремятся провести непременно у входа в правительство области или здания мэрии. Еще большим спросом пользуются Кировка и памятник Орленку.
Уведомления о митингах на Кировке или у административных зданий власти в последние годы стараются блокировать, под предлогом того, что именно в эти дни и в эти часы на площадках, где планируются акции протеста, должны проводиться очередные общегородские праздники. К Орленку обычно пускали всех, если заявленное количество участников не превышало несколько десятков человек. На площадь Революции было наложено негласное табу, снимаемое только в ноябрьские праздники, для партий. Самым доступным всегда оставалось Алое поле, у памятника Ленину, недалеко от храма Александра Невского — там любят митинговать коммунисты.
Алое поле, где традиционно собираются коммунисты, внесли в список
В декабре 2011 года, когда по всей стране шли митинги «За честные выборы», выделили площадку перед летней эстрадой в парке имени Гагарина. Выбор тогда оказался вполне удачным — места было предостаточно, а после митинга, на который многие пришли с детьми, народ отправился гулять по парку.
«Единая Россия» как партия власти избрала для своих митингов площадь Ярославского перед оперным театром. Сюда, в холодный февральский день 2012 года, когда кандидат в президенты РФ Владимир Путин находился в сорока километрах от Челябинска, в поселке Роза, на автобусах свозили народ со всей области, чтобы выразить Путину поддержку. Но, нельзя сказать, что это место самое подходящее для подобных мероприятий, рядом транспортные магистрали и автобусы создавали затор. И теперь власти города определили под «гайд-парки» только две площадки — Алое поле у памятника Ленину и у летней эстрады в парке Гагарина. То есть чиновники из Челябинска, в отличие от своих коллег в малых городах и на селе, не желают лицезреть из своих окон протестующих.
Теперь чиновники всех уровней в Челябинске могут работать спокойно. Под их окнами никто не будет митинговать
— А почему в список не попали Театральная площадь у мэрии и Бульвар славы у здания областного правительства? — задал вопрос корреспондент «URA.Ru» заместителю главы администрации Челябинска Игорю Лопаткину. — Интереснее же у стен власти протестовать! И почему Кировку упустили?
— Мы старались идти навстречу организациям, которые обычно подают уведомления о проведении публичных мероприятий. Но в то же время старались подобрать такие площадки, чтобы они не оказались вблизи транспортных путей, и не пришлось бы перекрывать движение, — пояснил «URA.Ru» чиновник. — Театральная площадь небольшая, примыкает к магистрали на Тимирязева. То же самое с местом у здания областного правительства, рядом улица Цвиллинга с трамвайными путями. Ну, а Кировку не хотелось бы вообще использовать для подобных мероприятий, это только зона отдыха и праздников.
— Не маловато ли площадок? На город с миллионным населением только две! Почему нет в Металлургическом районе или на ЧТЗ?
— А организаторам акций нужен непременно центр города, — ответил Игорь Лопаткин. — Нас даже подозревали, что мы выделим площадки где-нибудь подальше от центра. Но, как видите, места мы нашли в самом, что ни на есть, центре. И территории вполне просторные.
Итак, внимание! Прежде чем подавать заявку на митинг, публичные слушания под открытым небом, загляните в список и выберите для себя свой «гайд-парк». На другие места можете не претендовать,власти вам откажут на законных основаниях.Список можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!