«Хватит строить памятники и любоваться ими!»
На заседании правительства Челябинской области было решено пересмотреть «Стратегию 2020», которой так гордилась предыдущая команда |
Обычный вопрос, обсуждение которого на заседании правительства Челябинской области всегда проходило гладко и скучно, сегодня — вдруг перерос в совершенно нестандартный разнос. Первый вице-губернатор Сергей Комяков выразил откровенное неудовольствие отчетом министра экономического развития региона Елены Мурзиной. После этого стало ясно, власти ставят под сомнение разработанную еще в 2007 году «Стратегию 2020», которой так гордились их предшественники. Подробности — в материале «URA.Ru».
Открывая заседание, Сергей Комяков попросил всех говорить коротко, так как «все сейчас заняты ликвидацией последствий падения метеорита», и нет времени на долгие заседания. Почти все выступающие действительно укладывались в несколько минут. Но доклад Елены Мурзиной «Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2012 году и плане первоочередных мероприятий правительства Челябинской области на 2013 год» укоротить не удалось, поскольку тема важная.
Министр привычно сыпала цифрами, чуть убаюкивая коллег и прессу. Из этого доклада следовало, что в 2012 году валовый региональный продукт по сравнению с уровнем 2011 года вырос на 2,1% и составил 830 млрд рублей, индекс промышленного производства увеличился на 1,9%, ввод в действие жилья — на 27,3%, объемы инвестиций на 5,6% и так далее и тому подобное. Даже отмечается прирост населения — более чем на 1 тыс. человек.
Из плохого — по причине летней засухи, уничтожившей четверть посевов, уменьшился выпуск сельскохозяйственной продукции, из-за снижения мировых цен на металл сократился объем внешнеторгового оборота. В целом же все выглядит неплохо, и в 2013 году следует ждать новых хороших цифр, наглядно демонстрирующих успехи экономики Южного Урала. Обычно при рассмотрении таких вопросов к докладчику следует пара замечаний, и этим все заканчивается. Сегодня получилось иначе.
— После такого доклада нам всем надо памятник ставить, и потом этим памятником любоваться! — заявил Комяков, причем так громко и грозно, что разом очнулись все, кто задремал. — А недостатки какие?
Первый вице-губернатор Сергей Комяков: «Хватит с нас самолюбования!»
В ответ Елена Мурзина сообщила, что, к сожалению, не растут доходы населения, и власти стараются наладить отношения с работодателями, что трудно стало с инвестпроектами в металлургии, и надо больше внимания обращать на машиностроение, и что могут быть трудности со строительством жилья.
— А то, что у нас проблемы с водохозяйством, что почти все сети устарели, у вас в прогнозе отражено? — стал спрашивать Комяков. — Что есть проблемы с утилизацией ТБО? Что с земельными участками под строительство домов сложности, потому что инфраструктура дорогая? Вы говорите, что прирост населения отмечается. Так это только за счет рождаемости. Смертность-то не снизилась! Да вы должны нам претензии высказывать, критиковать нас, указывать на недостатки!
Первый вице-губернатор и не ожидал, что Елена Мурзина будет как-то оправдываться, пытаться дать пояснения. Министр следовала так называемой «Стратегии развития — 2020», долгосрочной программе социально-экономического развития области, принятой еще тогда, когда губернатором был Петр Сумин. Базировалась программа на так называемых «четырех „и“» — инвестиции, инновации, инфраструктура, институты. Такие вводные обозначил регионам Дмитрий Медведев, на тот момент президент РФ.
Министру экономического развития региона Елене Мурзиной рекомендовали смелее критиковать своих начальников
Стратегию презентовали как документ, отвечающий всем современным тенденциям, одобренный Минэкономразвития РФ. С тех пор в нее время от времени вносили изменения, не слишком существенные — только, чтобы отразить новые вводные от федеральных властей. Оппозиция, когда на очередном заседании заслушивался доклад, где упоминалась «Стратегия 2020», иронически посмеивалась: «Одно и то же, из года в год, используют старые „болванки“, только цифры меняют». А вот теперь и первый вице-губернатор заявляет, что документ устарел.
— Стратегию разработали в 2007 году, в 2008 году приняли на заседании ЗСО, — ворчал Сергей Комяков. — А уже и кризис был, и приоритеты поменялись. Мы же все по старым планам живем. Причем даже не все, что планировали, сделали.
После этого первый вице-губернатор поручил Мурзиной подготовить более глубокий анализ имеющихся проблем, с тем, «чтобы переориентировать бюджеты всех уровней на значимые приоритеты» и привести стратегию в «актуализированное состояние». Формулировка витиеватая, но можно понять главное — область собирается править свою долгосрочную экономическую политику. Если быть точнее, то глобальные темы, «четырех „и“» никто отменять не собирается, но в стратегию внесут и вопросы, кажущиеся на первый взгляд менее существенными, чем приток инвестиции — чистая вода в кранах и новые водоводы, доступность медобслуживания в самых дальних селах и тому подобное. Причем Комяков дал понять, что готов в будущем выслушивать от Мурзиной, как главы минэкономразвития региона, критику — дескать, о больших делах думаете, а о мелочах забыли.
Примечательно, что всего три недели назад состоялись публичные слушания по проекту инвестиционной стратегии региона до 2020 года — будущего документа, который должен был органично вписаться в ту самую «Стратегию 2020», принятую в 2008 году и обруганную сегодня Комяковым. Настрой был вполне благожелательный — замечания к проекту высказывали, но, в основном, хвалили. В то же время оппозиционные эксперты программу критиковали, видя в ней больше пафоса, чем конкретики. Проект программы собирались внести на заседание правительства области. Возможно, что и этот проект теперь придется пересмотреть.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!