Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

Хлеб всему голова - она вот-вот слетит

Производство жизненно важного продукта в Кургане становится невыгодным и переходит в разряд подпольного бизнеса
Курганский рынок хлеба практически полностью перешел под контроль частных пекарен. Из четырех крупнейших производителей хлеба, работавших в городе с советских времен, остался, пожалуй, только Хлебокомбинат №1. На здании «железнодорожного» хлебокомбината уже несколько лет висит вывеска «Продается», Курганхлебпром тоже ушел в небытие. Фактически с банкротством крупнейших местных производителей хлебобулочных изделий в прошлое ушло и понятие качественного хлеба. Все это привело к тому, что сегодня от жителей города постоянно приходится слышать недовольное: «хлеб невозможно есть», «хлеб зеленеет на следующий же день», «хлеб крошится» и т.д. При этом эксперты говорят, что булка белого хлеба сегодня должна стоить не меньше 50 рублей. О ситуации на курганском рынке хлеба, проверках силовиков и странном поведении налоговиков – в материале «URA.Ru».
 
По словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, реальная стоимость одной буханки качественного белого хлеба – примерно 50-60 рублей. Местные эксперты называют более скромные цифры. К примеру, как сообщил «URA.Ru» председатель клуба «Зауральское качество» Марат Исламов, стоимость килограмма хлеба, произведенного в соответствии со всеми стандартами качества, составляет порядка 30 рублей. Это получается, что булка белого хлеба должна продаваться примерно за 16-18 рублей.
 
При этом стоит заметить такую поразительную, на первый взгляд, вещь: стоимость булки одного вида хлеба у разных производителей значительно разнится. Так, самая дорогая булка белого производства курганского хлебокомбината №1 стоит сейчас 16 рублей 80 копеек, такая же булка производства частной пекарни ИП "Саргисян" – 12 рублей 60 копеек. На уровне 14 рублей варьируются цены других производителей. Источник «URA.Ru», знакомый с ситуацией на хлебном рынке Кургана, говорит, что, в принципе, ничего удивительного в такой ценовой разнице нет. Просто одни играют или хотя бы стараются играть по правилам и по закону, другие – работают (осознанно или нет – это уже другой вопрос) на уничтожение хлебной промышленности как таковой.
 
Дело в том, что все предприятия, существующие сегодня на хлебном рынке, несут в среднем одинаковые «сырьевые» затраты: муку покупают по одной цене, дрожжи, соль и воду – тоже. Кроме того, у большинства производителей примерно одинаковые затраты и на оплату труда основных рабочих, энергоресурсы и транспортные расходы. В сумме они дают стоимость буханки хлеба 11,6 рубля. Но к этой цене добавляются еще и другие расходы, в том числе на оплату труда управленческого персонала и специалистов вспомогательных служб, общехозяйственные траты и, что немаловажно, налоги. Это еще плюсом порядка 5,5 рубля. Вот и получается, что стоимость одной булки хлеба действительно должна быть на уровне 16 рублей, и она никак не может стоить 12  рублей.
 
Вместе с тем, чтобы снизить свои производственные затраты, бизнесмены идут на всевозможные ухищрения, приводящие, в частности, к ухудшению качества хлеба. Но некоторые из владельцев пекарен используют для этих же целей еще и экономические рычаги. Как рассказал «URA.Ru» собеседник в правоохранительных органах, в настоящее время, к примеру, сотрудники УБЭП проводят проверку на предприятии Вардана Саргисяна, деятельность которого вызвала у силовиков подозрения. Причем это уже не первая такая проверка.
 
В конце 2011 года борцы с экономическими преступлениями выявили факты нарушения налогового законодательства индивидуальным предпринимателем Саргисяном в 2009-2010 годах. Материалы проверки были переданы в Следственное управление СКР по Курганской области, но тогда уголовное дело силовики так и не возбудили: была назначена дополнительная проверка, в итоге сбор «оперативной» информации затянулся. 1 января 2012 года вступил в силу закон, согласно которому следственным органам разрешено возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям только после проведения проверки налогового органа.
 
Имея в основе материалы, полученные сотрудниками УБЭП, налоговики начали такую проверку только в марте 2012 года. Длилась она долго, по разным причинам якобы затягивалась самим Варданом Саргисяном, и за это время у него была возможность подготовить некоторые необходимые документы и внести корректировки в запрашиваемую документацию.
 
Несмотря на это, проверка показала, что за два года Вардан Саргисян недоплатил в бюджет более 9 млн рублей. Материалы проверки легли на стол специальной комиссии, действующей при ИФНС России по городу Кургану. После рассмотрения полученных материалов комиссией под председательством заместителя начальника ведомства Елены Ереминой было вынесено решение о привлечении Саргисяна к ответственности за нарушение налогового законодательства. Однако сумма доначисленных налогов была снижена в… 3 раза – до 3 млн рублей (с учетом пени и штрафов). «Это произошло потому, что у Саргисяна везде «свои люди», - рассказывает один из сотрудников налоговой службы. – Он [Саргисян] договаривается с близкими ему людьми, те помогают ему уходить от уплаты налогов. В тот раз, на комиссии все получилось еще более интересно: Еремина сказала, что, если комиссия составит акт на взыскание 9 млн рублей, Саргисян обязательно подаст в суд, и налоговая дело проиграет. По головке их за это никто не погладит. Поэтому решили не испытывать судьбу и снизили сумму неуплаченых налогов до 3 миллионов».
 
На проверку и вынесение решения о нарушении налогового законодательства со стороны Вардана Саргисяна ушло около 1,5 лет. При этом ни налоговики, ни правоохранительные органы пока еще не подвергали проверке его дочь Мариам Саргисян: она такой же индивидуальный предприниматель, как и отец, а хлебопекарное производство – один бизнес на двоих. Не исключено, что там нарушения могут быть идентичными.
 
Неуплата налогов – это только один пункт экономии производителя. К нему можно добавить еще несколько. Так, по официальным данным, у того же ИП "Саргисян" работает на хлебопекарном производстве 25-30 человек, которые выпускают… 25 (!) тонн продукции в день. Для сравнения: Кетовский хлебокомбинат выпускает в день около 2 тонн хлеба, курганский хлебокомбинат №1 – порядка 14-15 тонн. Производить такой большой объем продукции можно, имея штаты не менее 200 человек.
 
Взять, к примеру, автопарк ИП "Саргисян", в котором, по некоторым данным, больше 40 автомобилей: его должны обслуживать не менее 60 человек водителей и механиков. Однако при проверках Роспотребнадзора все «лишние» просто испаряются, и официально тонны хлеба продолжают печь и развозить 30 человек. Получается, без сна и отдыха. Учитывая, что большинство работников официально не трудоустроены, у ИП "Саргисян" возникает дополнительная экономия: показывать зарплату не надо, делать обязательные отчисления в государственные фонды – тоже. В то же время работники лишаются всех положенных им по закону социальных гарантий.
 
Незначительную экономию, как говорят осведомленные источники, Вардан Саргисян получает еще и за счет работы собственной мельницы. Но здесь возникает другая проблема: земельный участок, по нашим данным, Саргисян получил под строительство холодных складов, а на самом же деле поставил на нем мельницу (по сути своей взрывоопасный объект), не получив ни лицензии, ни разрешения в Ростехнадзоре на запуск ее в эксплуатацию.
 
Уход от налогов, «серая» заработная плата и другие факторы, как говорят специалисты, и позволяют подобным предприятиям демпинговать на рынке хлеба. Производители, имеющие реальные штаты и выплачивающие налоги с реально полученной прибыли, получают в итоге более дорогую продукцию и в борьбе за покупателя, который, как правило, предпочитает платить меньше, конечно, проигрывают. Так в свое время и ушли с рынка и «железнодорожный» хлебокомбинат, и Курганхлебпром. Из-за этого же в разы снизились объемы производства Кетовского, Курганского хлебокомбината №1, Шумихинского хлебокомбината, продукция которых раньше была широко представлена на прилавках.
 
Сегодня только на курганском рынке, по некоторым оценкам, работает около 20 производителей хлеба. Следить за ними фактически некому – государственная хлебная инспекция, осуществлявшая раньше надзор за качеством хлебобулочных изделий, ликвидирована, Роспотребнадзор может провести только плановую проверку. Сами же предприятия не могут обеспечить должный контроль: собственные лаборатории есть на единицах из них. Между тем, хлеб является источником аминокислот, минимальных солей, витаминов, железа, клетчатки, а самое главное, обязательным продуктом питания практически для всех.
 
Проблема частных пекарен, по мнению специалистов, заключается не только в том, что государство недополучает миллионы рублей в бюджет в виде налогов от тех, кто демпингует на рынке. В любой момент такие предприимчивые люди могут свернуть свое производство, но не факт, что к тому времени добросовестные производители еще останутся. Наладить же производство и обеспечить 330 тысяч горожан не просто качественным хлебом, а хлебом вообще, будет непросто.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...