Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

Широко шагнули – штаны порвались

Все инициативы, где присутствуют слова «развитие» и «модернизация», в Югре будут приостановлены до лучших времён

Экономике Югры, при всей её масштабности достаточно уязвимой, потенциальный регресс грозит постоянно. Условия простые — снижение цен на мировом нефтяном рынке и, как следствие, падение налоговых доходов региона, на которых она и зиждется. Первые «звоночки» звучат в отчётах об исполнении бюджета региона. Впрочем, пока на них указывают одни эксперты, другие предлагают смотреть на вопрос спокойней и не паниковать — было, уже проходили. С какими проблемами в ближайшем будущем могут столкнуться власти одного из богатейших регионов, чем планируется закрывать дефицит, и при чём тут качество управления — в материале «URA.Ru».

Параметры исполнения бюджетов 2012 и первого квартала 2013 годов, озвученные в ходе прошедшего на прошлой неделе заседания Думы региона, достаточно приятны. Принятый в ноябре 2011 года, в результате целого ряда корректировок в течение года главный финансовый документ округа дорос до 159 млрд рублей по доходам, превысив первоначальные параметры более чем на 10%.

Естественно, что большую часть поступивших средств формируют налоговые доходы и неналоговые доходы (платежи за пользование природными ресурсами, поступления от использования госимущества и так далее) — в 2012 году предприятия округа выплатили в казну региона 149,939 млрд рублей, не дотянув до планового показателя 0,9%. При этом сборы в сравнении в 2011 годом превысили показатели на 6,8 млрд (4,8%). Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общей структуре бюджета составил 95,1%.

Основную часть регионального бюджета по-прежнему приносят налоги на доходы физических лиц, НДФЛ и налог на прибыль организаций. НДФЛ среди них составляет самую незначительную часть — 21,5%. Рост на 16,4% в сравнении с прошлым годом, произошедший в результате индексации зарплат учителей и медицинских работников на 13,2% позволил увеличить поступления на 4,3 млрд рублей, благодаря чему сборы НДФЛ достигли рекордного показателя в 31,09 млрд рублей.

Доля налога на имущество организаций в свою очередь повысилась до 23,8%. Поступления по источнику за 2011 год выросли на 2,5 млрд рублей, достигнув 34,4 млрд. Однако львиную долю по-прежнему обеспечивает налог на прибыль организаций, поступления по которому превышают 50% в общей структуре налоговых доходов. Всего предприятия региона принесли Югре 74,4 млрд рублей. Однако именно здесь и звучит первый тревожный звоночек: в сравнении с 2011 годом показатель упал на 2,8%, или 2,15 млрд рублей. В записке сообщается, что снижение произошло из-за изменений налогооблагаемой базы округа, случившегося в результате принятия новых налоговых правил по консолидированным группам налогоплательщиков. К таковым, напомним, относится основная — в денежном выражении — часть налоговых доноров Югры. Всего по данной группе доходов налоговая база упала на 23,5%, приводятся в пояснительной записке данные от УФНС округа.

При этом впервые за время работы правительства Натальи Комаровой регион по итогам финансового года показал дефицит. Сумма расходов, согласно уточнённому плану на 2012 год, достигла 171,8 млрд рублей, исполнение их составило 97,7% от плана — 167,9 млрд рублей. Таким образом, итоговый дефицит бюджета ХМАО, в отличие от предыдущих лет (к примеру, 2011 года, по итогам которого был сформирован профицит на 7,7 млрл рублей), составил 10,14 млрд рублей.

Картина по первому кварталу 2013 года несколько более печальная. В целом за первые три месяца года окружная казна получила 21,8 млрд рублей доходов (22% от годового плана). В общей структуре 88,6% налоговых доходов, 4,9% — неналоговых, 6,5% — безвозмездные поступления. Однако объём по первой группе откровенно просел: за квартал в бюджет поступило лишь 19,3 млрд рублей, что составляет лишь 13,1% от годового плана. Более того, здесь же звучит второй тревожный звонок: сумма поступивших средств в сравнении с аналогичным периодом 2012-го упала на 10,3 млрд рублей. Основное снижение вызвано падением поступлений от налога на прибыль организаций на 7,96 млрд рублей. Причина банальна — падение цены на нефть с 117,5 доллара за баррель до 111,4 доллара. Ещё одна — уменьшение налогооблагаемой базы отдельных крупнейших налогоплательщиков, что обусловлено включением затрат на покупку месторождений в состав налоговых льгот.

Также отмечается падение НДФЛ на 608 млн рублей (всего по итогам квартала — 6,67 млрд рублей). Негативная динамика — результат роста числа муниципалитетов, перешедших на замену дотаций дополнительными отчислениями налога. «В результате чего данный норматив зачисления в бюджете округа уменьшился, а в местных бюджетах соответственно увеличился», — сообщается в докладе руководителя департамента финансов Веры Дюдиной. На 1,7 млрд рублей также упали поступления от налога на имущество организаций, составив 2,7 млрд рублей. Причина отчасти забавная — срок уплаты налога выпал на выходной, в результате остаток был зачислен только в апреле.

Исполнение по расходам составило 18%, в денежном выражении — 27,6 млрд рублей. Таким образом, за отчётный период бюджет Югры исполнен с дефицитом в 5,88 млрд рублей. Напомним, в текущем году, по планам, дефицит бюджета достигнет 22 млрд рублей, который власти планируют гасить, в том числе за счёт кредитов. Конкретные планы по привлечению средств, однако, пока не озвучены.

Однако куда больше аналитиков напрягает ситуация с падением «нефтяных» доходов региона. Да, снижение пока для богатой Югры не самое значительное, однако в случае продолжения тенденции головной боли властям добавит. Впрочем, по признанию самой Веры Дюдиной в ходе заседания бюджетного комитета Думы округа, ситуация достаточно серьёзна, однако на корректировку бюджета правительство пока идти не собирается. Конкретные решения будут приниматься по итогам следующих периодов.

Однако один из экспертов агентства склонен оценивать сложившуюся ситуацию несколько мрачнее. По словам источника, уже сейчас департамент финансов ХМАО прорабатывает варианты по снижению нагрузки на бюджет . «Такое ощущение, что в ход идут любые идеи, способные хоть как-то компенсировать потери. Заморозка финансирования инвестиционных и инновационных проектов, урезание расходов на ЖКХ и ряд жилищных программ — это только о чём приходилось слышать. Само собой, сейчас ещё никто не говорит о реальности воплощения таких планов, но сама проработка сценариев уже говорит об опасениях», — комментирует источник в департаменте экономического развития округа. Какие конкретно объекты богатого инвестиционного паспорта Югры могут попасть под заморозку, собеседник не уточняет, однако в качестве примера приводит строительство двух дополнительных мостов через Обь в районе Сургута и посёлка Андра, общее финансирование которых составляет порядка 70 млрд рублей.

Ещё один собеседник агентства, также пожелавший остаться инкогнито, предлагает вспомнить, как Югра проходила через кризисы 1998 и 2008 годов. «Если уж проводить аналогии с теми временами, то при новом кризисе, пусть даже это будет падение цены на нефть до 60 долларов за баррель, в первую очередь будут срезаны все программы развития. Всё, где присутствуют слова «развитие», «модернизация» и так далее, будет приостановлено до лучших времён. К примеру, программа инвестиционного развития региона сегодня — это около 10 млрд рублей. Она просто автоматически из бюджета выпадет. Так же с коммуналкой, информационно сферой, субсидированием определённых предприятий. Но ни при каких обстоятельствах не будут затронуты социальные обязательства региона. Всё то, что относится к зарплатам, строительству дошкольных учреждений, будет оставаться на месте и по-прежнему исполняться в полной мере», — заявляет источник. Он же отмечает, что ещё одним способом затыкать дыры будет пересмотр областной программы «Сотрудничество», всегда выступавшей инструментом по выполнению расходных обязательств.

Депутат регионального парламента Евгений Марков, в ходе работы Думы на последнем заседании выступавший с критикой по поводу налоговых льгот дл консолидированных групп налогоплательщиков, в свою очередь указывает, что главной расходной статьёй бюджета сегодня выступает исполнение указов президента по повышению зарплат для бюджетников. «В нашей стране указы президента не обсуждаются, они выполняются. Кто не выполняет — получает по шапке. Глава региона последовательно движется в этом направлении, строя на этом политику», — заявляет депутат. Кроме того, к главным статьям расходов Марков причисляет затраты на содержание социального блока и, собственно, расходы на создание этого блока, а также модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, предпосылки к определённому финансовому регрессу в регионе имеются уже сейчас. Однако, к счастью, далеко не факт, что они даже в среднесрочной перспективе воплотятся в реальность. На фоне принятия правительством проектов двух государственных программ по строительству жилья и развитию здравоохранения, финансирование которых из бюджета достигает 350 млрд рублей до 2020 года, информация о планируемых путях к отступлению выглядит несколько двояко. Но, как известно, дыма без огня не бывает.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Экономике Югры, при всей её масштабности достаточно уязвимой, потенциальный регресс грозит постоянно. Условия простые — снижение цен на мировом нефтяном рынке и, как следствие, падение налоговых доходов региона, на которых она и зиждется. Первые «звоночки» звучат в отчётах об исполнении бюджета региона. Впрочем, пока на них указывают одни эксперты, другие предлагают смотреть на вопрос спокойней и не паниковать — было, уже проходили. С какими проблемами в ближайшем будущем могут столкнуться власти одного из богатейших регионов, чем планируется закрывать дефицит, и при чём тут качество управления — в материале «URA.Ru». Параметры исполнения бюджетов 2012 и первого квартала 2013 годов, озвученные в ходе прошедшего на прошлой неделе заседания Думы региона, достаточно приятны. Принятый в ноябре 2011 года, в результате целого ряда корректировок в течение года главный финансовый документ округа дорос до 159 млрд рублей по доходам, превысив первоначальные параметры более чем на 10%. Естественно, что большую часть поступивших средств формируют налоговые доходы и неналоговые доходы (платежи за пользование природными ресурсами, поступления от использования госимущества и так далее) — в 2012 году предприятия округа выплатили в казну региона 149,939 млрд рублей, не дотянув до планового показателя 0,9%. При этом сборы в сравнении в 2011 годом превысили показатели на 6,8 млрд (4,8%). Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общей структуре бюджета составил 95,1%. Основную часть регионального бюджета по-прежнему приносят налоги на доходы физических лиц, НДФЛ и налог на прибыль организаций. НДФЛ среди них составляет самую незначительную часть — 21,5%. Рост на 16,4% в сравнении с прошлым годом, произошедший в результате индексации зарплат учителей и медицинских работников на 13,2% позволил увеличить поступления на 4,3 млрд рублей, благодаря чему сборы НДФЛ достигли рекордного показателя в 31,09 млрд рублей. Доля налога на имущество организаций в свою очередь повысилась до 23,8%. Поступления по источнику за 2011 год выросли на 2,5 млрд рублей, достигнув 34,4 млрд. Однако львиную долю по-прежнему обеспечивает налог на прибыль организаций, поступления по которому превышают 50% в общей структуре налоговых доходов. Всего предприятия региона принесли Югре 74,4 млрд рублей. Однако именно здесь и звучит первый тревожный звоночек: в сравнении с 2011 годом показатель упал на 2,8%, или 2,15 млрд рублей. В записке сообщается, что снижение произошло из-за изменений налогооблагаемой базы округа, случившегося в результате принятия новых налоговых правил по консолидированным группам налогоплательщиков. К таковым, напомним, относится основная — в денежном выражении — часть налоговых доноров Югры. Всего по данной группе доходов налоговая база упала на 23,5%, приводятся в пояснительной записке данные от УФНС округа. При этом впервые за время работы правительства Натальи Комаровой регион по итогам финансового года показал дефицит. Сумма расходов, согласно уточнённому плану на 2012 год, достигла 171,8 млрд рублей, исполнение их составило 97,7% от плана — 167,9 млрд рублей. Таким образом, итоговый дефицит бюджета ХМАО, в отличие от предыдущих лет (к примеру, 2011 года, по итогам которого был сформирован профицит на 7,7 млрл рублей), составил 10,14 млрд рублей. Картина по первому кварталу 2013 года несколько более печальная. В целом за первые три месяца года окружная казна получила 21,8 млрд рублей доходов (22% от годового плана). В общей структуре 88,6% налоговых доходов, 4,9% — неналоговых, 6,5% — безвозмездные поступления. Однако объём по первой группе откровенно просел: за квартал в бюджет поступило лишь 19,3 млрд рублей, что составляет лишь 13,1% от годового плана. Более того, здесь же звучит второй тревожный звонок: сумма поступивших средств в сравнении с аналогичным периодом 2012-го упала на 10,3 млрд рублей. Основное снижение вызвано падением поступлений от налога на прибыль организаций на 7,96 млрд рублей. Причина банальна — падение цены на нефть с 117,5 доллара за баррель до 111,4 доллара. Ещё одна — уменьшение налогооблагаемой базы отдельных крупнейших налогоплательщиков, что обусловлено включением затрат на покупку месторождений в состав налоговых льгот. Также отмечается падение НДФЛ на 608 млн рублей (всего по итогам квартала — 6,67 млрд рублей). Негативная динамика — результат роста числа муниципалитетов, перешедших на замену дотаций дополнительными отчислениями налога. «В результате чего данный норматив зачисления в бюджете округа уменьшился, а в местных бюджетах соответственно увеличился», — сообщается в докладе руководителя департамента финансов Веры Дюдиной. На 1,7 млрд рублей также упали поступления от налога на имущество организаций, составив 2,7 млрд рублей. Причина отчасти забавная — срок уплаты налога выпал на выходной, в результате остаток был зачислен только в апреле. Исполнение по расходам составило 18%, в денежном выражении — 27,6 млрд рублей. Таким образом, за отчётный период бюджет Югры исполнен с дефицитом в 5,88 млрд рублей. Напомним, в текущем году, по планам, дефицит бюджета достигнет 22 млрд рублей, который власти планируют гасить, в том числе за счёт кредитов. Конкретные планы по привлечению средств, однако, пока не озвучены. Однако куда больше аналитиков напрягает ситуация с падением «нефтяных» доходов региона. Да, снижение пока для богатой Югры не самое значительное, однако в случае продолжения тенденции головной боли властям добавит. Впрочем, по признанию самой Веры Дюдиной в ходе заседания бюджетного комитета Думы округа, ситуация достаточно серьёзна, однако на корректировку бюджета правительство пока идти не собирается. Конкретные решения будут приниматься по итогам следующих периодов. Однако один из экспертов агентства склонен оценивать сложившуюся ситуацию несколько мрачнее. По словам источника, уже сейчас департамент финансов ХМАО прорабатывает варианты по снижению нагрузки на бюджет . «Такое ощущение, что в ход идут любые идеи, способные хоть как-то компенсировать потери. Заморозка финансирования инвестиционных и инновационных проектов, урезание расходов на ЖКХ и ряд жилищных программ — это только о чём приходилось слышать. Само собой, сейчас ещё никто не говорит о реальности воплощения таких планов, но сама проработка сценариев уже говорит об опасениях», — комментирует источник в департаменте экономического развития округа. Какие конкретно объекты богатого инвестиционного паспорта Югры могут попасть под заморозку, собеседник не уточняет, однако в качестве примера приводит строительство двух дополнительных мостов через Обь в районе Сургута и посёлка Андра, общее финансирование которых составляет порядка 70 млрд рублей. Ещё один собеседник агентства, также пожелавший остаться инкогнито, предлагает вспомнить, как Югра проходила через кризисы 1998 и 2008 годов. «Если уж проводить аналогии с теми временами, то при новом кризисе, пусть даже это будет падение цены на нефть до 60 долларов за баррель, в первую очередь будут срезаны все программы развития. Всё, где присутствуют слова «развитие», «модернизация» и так далее, будет приостановлено до лучших времён. К примеру, программа инвестиционного развития региона сегодня — это около 10 млрд рублей. Она просто автоматически из бюджета выпадет. Так же с коммуналкой, информационно сферой, субсидированием определённых предприятий. Но ни при каких обстоятельствах не будут затронуты социальные обязательства региона. Всё то, что относится к зарплатам, строительству дошкольных учреждений, будет оставаться на месте и по-прежнему исполняться в полной мере», — заявляет источник. Он же отмечает, что ещё одним способом затыкать дыры будет пересмотр областной программы «Сотрудничество», всегда выступавшей инструментом по выполнению расходных обязательств. Депутат регионального парламента Евгений Марков, в ходе работы Думы на последнем заседании выступавший с критикой по поводу налоговых льгот дл консолидированных групп налогоплательщиков, в свою очередь указывает, что главной расходной статьёй бюджета сегодня выступает исполнение указов президента по повышению зарплат для бюджетников. «В нашей стране указы президента не обсуждаются, они выполняются. Кто не выполняет — получает по шапке. Глава региона последовательно движется в этом направлении, строя на этом политику», — заявляет депутат. Кроме того, к главным статьям расходов Марков причисляет затраты на содержание социального блока и, собственно, расходы на создание этого блока, а также модернизацию коммунальной инфраструктуры. Таким образом, предпосылки к определённому финансовому регрессу в регионе имеются уже сейчас. Однако, к счастью, далеко не факт, что они даже в среднесрочной перспективе воплотятся в реальность. На фоне принятия правительством проектов двух государственных программ по строительству жилья и развитию здравоохранения, финансирование которых из бюджета достигает 350 млрд рублей до 2020 года, информация о планируемых путях к отступлению выглядит несколько двояко. Но, как известно, дыма без огня не бывает.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...