«Уйдет Пинаев — Петрову не жить»
В свердловском правительстве кипит очередной аппаратный скандал, который уже не получается скрыть от внешнего мира. Его участники — два давних товарища: министр промышленности и науки Свердловской области Владислав Пинаев и вице-премьер Александр Петров. Первый то ли вдруг услышал призыв губернатора к самостоятельности, то ли устал от «овощного» существования, а потому решил действовать в обход старшего коллеги, который, в свою очередь, почувствовал опасность потерять единственный хоть сколько-то оправдывающий его существование актив. Оба принялись делить сферу влияния, перетягивая на свою сторону олигархов, промышленные союзы и пути подхода к первым лица региона. В резиденции губернатора и правительстве уже устали наблюдать за мышиной возней двух бесполезных чиновников и решили, что последней каплей станут нынешние выборы. Как они скажутся на судьбе двух чиновников — читайте в материале «URA.Ru».
При губернаторе Александре Мишарине Владислав Пинаев значился в должности заместителя министра промышленности Свердловской области, которым на тот момент как раз и был Александр Петров. В тот момент ни о какой конкуренции речи идти не могло, равно как и сразу после смены региональной власти в мае 2012 года. Отчасти именно Петрову, ставшему вице-премьером в правительстве Дениса Паслера, Пинаев был обязан постом министра.
Охлаждение в отношениях и последовавшее за этим противостояние между чиновниками стало явным зимой этого года, когда обнажился серьезный конфликт между реальным сектором экономики и чиновниками. На одном из заседаний с участием Владислава Пинаева представитель Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области даже позволил себе обвинить министра промышленности в том, что его ведомство скатилось на самое дно.
«У нас есть предложения, и мы пытались их озвучить, но вы начинаете с обсуждения с каких-то трусов, а не с создания уникальных производств. Мы уважаем малые предприятия, но делать упор надо на нас», — заявил тогда, перебив министра на полуслове оборонщик. Позже по Белому дому и резиденции губернатора поползли слухи, что автором диверсии вполне мог стать Александр Петров, наладивший хороший контакт с Союзом свердловских оборонщиков еще со времен работы в министерстве.
Наблюдатели посчитали это местью Петрова за упреки губернатора Евгения Куйвашева, высказанные в адрес вице-премьера двумя неделями ранее. Глава региона отчитал членов кабмина за то, что они не смогли посетить Калугу и перенять опыт развития технопарков. «В Чехию вылетаете за день до мероприятия, а здесь решили все в один день сделать», — привел слова губернатора участник мероприятия, считающий, что Куйвашев намекал на вице-премьера Александра Петрова, имеющего активы в Чехии. Пинаеву, не попавшему на рейс вместе с Петровым, тогда не досталось даже легкой «оплеухи».
Причин конфликта называлось сразу несколько. Это и «карьерная ревность», возникшая из-за того, что Петров курирует лишь одно министерство, тогда как у других замов премьера Паслера полномочий намного больше. У вице-председателя Алексея Орлова, к примеру — в хозяйстве минэкономики, минфин и даже минспорта, а у Сергея Зырянова — политика в сфере строительства и развития инфраструктуры, энергетики и ЖКХ, транспорта и связи. Движет Петровым и гордыня: он уверен, что в бытность министром промышленности стал инициатором несколько важных проектов, успешно их продвигал, а теперь лавры несправедливо утекают его сменщику.
Сегодня о начавшемся в начале года конфликте говорят уже открыто. «Пинаев бегает к Паслеру, минуя своего непосредственного начальника Петрова. А поскольку у вице-премьера нет никакого портфеля, Владислав Юрьевич понял, что может вертеть своим патроном как хочет, поскольку тот остается в позиции слабого и его карьера сегодня повисла на волоске», — раскрывает суть конфликта источник в правительстве.
Петров своего раздражения по этому поводу не скрывает и регулярно дает понять бизнес-сообществу, что главный — он, а не Пинаев. Знакомые промышленники рассказывают, что Петров лично встречается с представителями отрасли, критикует министра и рекомендует все рабочие вопросы решать напрямую, минуя главу ведомства, тщетно пытающегося консолидировать сообщество.
Оба чиновника старательно перетягивают на свою сторону общественные организации и союзы: Пинаев выстраивает отношения с Уральской торгово-промышленной палатой (президент Андрей Беседин), а Петров «якшается» с СОСПП (президент Дмитрий Пумпянский). При этом оба ищут собственные подходы к губернатору. «Самое забавное, что в этой аппаратной возне побеждают не Пинаев или Петров, а тот же Беседин, — намекает на вероятное разрешение конфликта источник в резиденции. — Глава УТПП вызывает большую симпатию, поскольку способен разговаривать с промышленниками, убеждать их. А у нынешних членов правительства просто не хватает для этого веса, в чем мы убедились по их неуклюжему разруливанию конфликтов на предприятиях области. Сейчас они, например, не могут убедить большие заводы голосовать „правильно“. Вон Качканар хотя бы возьмите — там „Евраз“ капризничает, не торопится поддерживать Единую Россию».
К слову, это самое выборное время Петров и Пинаев стали еще активнее использовать в «военных» целях. Сегодня минпрому и минсоцзащиты области поручено провести работу в целом ряде проблемных территорий, среди которых и «взрывоопасный» Краснотурьинск. Здесь члены правительства должны совершить невозможное — убедить предприятия показать 8 сентября свою многоголосую лояльность. Петров, расположившийся на ступень ближе к главе правительства, никакого рвения в агитработе не проявляет, а все будущие неудачи готовится свалить на неугодного подчиненного. По всей видимости, оба аппаратчика пока не осознают зависимость друг от друга: если результаты выборов окажутся неудовлетворительными, Пинаеву грозит отставка, а с его уходом вице-премьерство Петрова попросту лишится смысла и будет упразднено.
Дозвониться до участников конфликта сегодня не удалось. Между тем аппаратная борьба чиновников не только лишний раз выпятила на публику неоднородность властной массы Белого дома, она еще и обличила серьезный структурный порок, кроющийся в стройной на первый взгляд информационной политике кабмина. Правительственных чиновников сегодня окружает защитное поле, созданное помощницей Дениса Паслера — Еленой Вороновой. Благодаря ему свердловские министры могут позволить себе не отвечать на вопросы, отбрехиваясь лаконичным «обратитесь в нашу пресс-службу», и быть даже более закрытыми, чем их федеральные коллеги.
В этом проявилась и главная опасность для министров, решивших, что закрыться от общественности будет для них скорее благом. Информационная политика в исполнении Вороновой на поверку оказалась вакуумной упаковкой, не пропускающей не только негатив или утечки, но и мало-мальский позитив в мир обычных людей. В итоге, вся небогатая информационная повестка оказалась занята одним лишь премьером — Денисом Паслером, а министрам осталось подбирать за ним жалкие остатки. В этом можно убедиться, открыв официальный сайт правительства Свердловской области, а затем проглядев порталы региональных министерств.
У Пинаева сайт, кстати, тоже имеется, и, глядя на него, понимаешь, что главным показателем эффективности члена кабмина является то, как он справляется с ролью вручающего грамоты и поздравляющего с профессиональными праздниками. Именно из-за этого министр, равно как и его куратор, оказались в хвосте рейтинга, составленного «URA.Ru» в январе этого года. Таким образом, закрывшись от общественности, отдельные министры лишились возможности оправдать свое существование не только перед общественностью, но даже перед обитателями своего маленького аппаратного мира.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!