«Случайных людей здесь нет. Особенно когда речь идет о миллиардных контрактах»
После скандала с «Оборонсервисом» истории с реализацией имущества Минобороны стали объектом пристального внимания общественности и правоохранительных органов. Громкий скандал с хищением гильз из пермской воинской части — получил неожиданное развитие. Представители екатеринбургской ломозаготовительной компании, которая оказалась в эпицентре истории, заявляют, что реальная подоплека событий — конкурентная борьба и битва за контракты с Минобороны, которое ежегодно отправляет на утилизацию сотни тонн вооружения и боеприпасов. Уголовное дело против скромных коммерсантов с миллиардными оборотами уже привлекло внимание бизнес-омбудсменов. О том, что может помешать «тайному» бизнесу и чем это может кончиться, — читайте в материале «URA.Ru».
О существовании в Екатеринбурге ООО «Металлстройконструкция» (МСК) мало кто знал до последнего времени. Непубличный игрок ломозаготовительного рынка — традиционно одного из самых закрытых направлений бизнеса в России — между тем, работал с оборотом в миллиард рублей. А сейчас оказался на грани закрытия.
Об этом сообщают представители МСК, описывая то, что стало происходить с компанией с начала марта: контрагенты не хотят работать, банковские структуры опасаются мошенничества и требуют по каждой операции стопки документации, участие в открытых конкурсах и победа в них — под сомнением. Проблемы у фирмы начались после появления публикаций о возбуждении Военно-следственным отделом Екатеринбургского гарнизона уголовного дела по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц) по факту хищения с одного из арсеналов в Перми имущества, стоимостью 36 млн рублей. В официальном сообщении было сказано, что в совершении преступления подозреваются сотрудник отдела реализации высвобожденного имущества Центрального военного округа Вячеслав Самарин и руководитель екатеринбургской фирмы «Металлстройконструкция» Алсу Султанова.
«Бизнес ведут не столько с предприятием, сколько с человеком. Алсу Ралифовна была дискредитирована, что поставило под угрозу существование компании. Сейчас она заболела и в тяжелом состоянии находится в больнице. Так как она не может управлять процессами, было принято решение о смене директора», — рассказывает юрист МСК Ольга Сон.
Алсу Султанова работала гендиректором МСК с 2011 года. Компания создана в 2008 году с уставным капиталом всего 10 тыс. рублей. За это время корректировки в ЕГРЮЛ вносила не раз. В 2011 году её учредителем значилась Елена Бекетова. В ноябре 2013 года в регистрационные записи были внесены изменения — в списке участников появилось новое имя — некой Гориславцевой Елены. А теперь директором стал Александр Шевченко. Опрошенные «URA.Ru» участники рынка об этих людях ничего не знают, компанию «Металлстройконструкция» считают мелким игроком. И не понимают, каким образом она смогла получить контракт на сумму более чем в миллиард рублей с Минобороны, которое приостанавливало реализацию имущества после скандала с «Оборонсервисом».
По словам Ольги Сон, контракт с оборонным ведомством был заключен в январе 2013 года. По нему предприятие должно было получить из воинских частей по всей России лом черных и цветных металлов объемом 74 тыс. тонн. По условиям договора, компания оплатила всю сумму в течение трех дней, в течение десяти дней Минобороны должно было начать отгрузки. Между тем с исполнением регулярно возникали проблемы. Так, 46 тыс. тонн черного металла МСК отгружены не будут: выяснилось, что тяжелая бронетехника, которую предполагалось сдать, не разобрана. Хотя по закону военная техника может быть передана на переработку в состоянии металлолома, чтобы гарантированно невозможно было использовать ее по предназначению. Задолженность ведомства перед МСК, по словам юриста компании Ольги Сон, оценивается примерно в 60 тыс. тонн или 300 млн рублей.
Но уголовное дело связано с другой историей. МСК получила в одной из пермский войсковых частей крупную партию стреляных гильз из латуни весом порядка 320 тонн и отправила на переработку. «Наряды на отгрузку были получены МСК от Самарина. Мы решили, что гильзы поставляются в рамках нашего контракта с Минобороны, и лишь позже поняли, что в приложениях к договору у нас нет такой партии и конкретно из этой части. Но у нас не было оснований думать, что что-то не так: до этого возникали ситуации, когда товар был не готов, и мы получали его путем довыборки из других частей. Когда стало ясно, что произошла ошибка, мы оплатили товар по реквизитам из этого же наряда. Этот документ был подписан несколькими высокопоставленными офицерами (не менее пяти подписей), которые говорят, что их ввели в заблуждение», — говорит Ольга Сон. Она добавляет, что компания до сих пор не получила ответа на главный вопрос — кто является пострадавшим и на основании чего было возбуждено уголовное дело. Представитель «Металлстройконструкция» не исключает, что причиной всей этой истории может быть конкурентная борьба, но кто именно мог бы быть инициатором, г-жа Сон не говорит.
Именно на отсутствие пострадавших указывают эксперты. Кроме того, по мнению доцента кафедры уголовного права Уральской юридической академии Юлии Радостевой, непонятно, в чем выразилась корыстная цель конкретных лиц (подозреваемых). Она напоминает, что вопросы исполнения контракта регулируются в рамках гражданского-правовых отношений и не могут быть предметом уголовного дела. При этом, если говорить о хищении, то его предметом должна быть сама латунь, а не денежная сумма.
МСК обратилась за помощью в Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» в Свердловской области, который провел первый экспертный совет по проблеме компании с привлечением регионального бизнес-омбудсмена Елены Артюх. Эксперты ЦОП сходятся во мнении, что уже на первоначальной стадии уголовного процесса следствием были допущены ошибки. В том числе, претензии есть к утечке информации в СМИ: журналистские материалы о возбуждении уголовного дела и имена подозреваемых появились на два дня раньше официального релиза на сайте Следственного комитета.
Поэтому эксперты ЦОП намерены направить ряд официальных писем в окружную Генпрокуратуру и следственный комитет с просьбой взять это дело на особый контроль. Не исключено, что к этой истории будет подключен уполномоченный по правам предпринимателей РФ Борис Титов, который завтра приезжает в Екатеринбург с первым официальным визитом. Свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх напомнила, что создание в России института уполномоченных по правам человека было связано в том числе с появлением критической массы жалоб на уголовное преследование бизнеса. С предварительными материалами по делу «Металлстройконструкции» она уже ознакомилась. «Можете считать, что я этим уже занимаюсь», — сказала Елена Артюх.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.