«А что вы все молчите? Вас же, как лохов, развели»
Эта история претендует на статус самой «мутной» в этом году. Попытка продажи акций «Кольцово» неизвестным лицам, да еще и с принуждением к исполнению через суд — классическая схема «кидалова» из девяностых. Основная версия до сих пор сводилась к тому, что механизм был придуман юристами «Реновы» и областными властями, чтобы сделать процесс передачи акций непубличным. Ведь крайне сложно поверить, что кто-то рискнет увести у государства или Вексельберга право на участие в управлении стратегическим объектом. Но смельчаки, как выясняется, нашлись. Почему никто из участников этой истории до сих пор не решался сделать официального заявления, как накажут виноватых и сколько можно заработать на том, что тебе не принадлежит — читайте в материале «URA.Ru».
В ближайшее время будет официально объявлено о возбуждении уголовного дела по факту незаконной продажи акций ОАО «Аэропорт Кольцово», которые были переданы на баланс «Корпорации Развития Среднего Урала». По данным источников «URA.Ru», заявление в правоохранительные органы было направлено исполняющим обязанности гендиректора КРСУ Игорем Визгиным, который попросил провести проверку наличия в действиях бывшего гендиректора КРСУ Сергея Филиппова состава преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество в особо крупном размере, совершенное по предварительному сговору группой лиц). Проверить он просит сделку по отчуждению акций аэропорта «Кольцово» ЗАО «Инвестиционная компания «Русрегионбизнес». Новая команда топ-менеджеров КРСУ считает, что единственной целью совершения данной сделки был вывод актива.
Сделку с акциями остановил председатель правительства Денис Паслер
Напомним, что некоторое время назад глава свердловского кабмина и председатель совета директоров КРСУ Денис Паслер остановил все процессы по продаже акций «Кольцово» основному акционеру аэропорта. В конце прошлого года мажоритарный акционер аэропорта «Кольцово» компания ОАО «Кольцово-Инвест» продала 51% акций ООО «Аэропорт Холдинг» (на 90% принадлежит Вексельбергу) консолидации активов в рамках одного юрлица. А до конца 2014 года «Ренова» должна была выкупить 34% у области на условиях дополнительного обременения и инвестиционных обязательств по развитию транспортного узла. Причину остановки сделки, которая готовилась больше года, областные власти объясняли отставкой Филиппова и истечением срока действия оценки акций.
Никто не хотел выносить на публику скандал: две компании заявили о своем праве на часть областного пакета в капитале «Аэропорта Кольцово». ООО «Гринлайн» и ЗАО «Инвестиционная компания «Русрегионбизнес». Оба через суд потребовали обязать КРСУ исполнить условия заключенного в марте договора купли-продажи и перечислить на их счета акции воздушного порта. В общей сложности речь идет о 61416 обыкновенных акциях «Кольцово» (2700 штук требует «Гринлайн», 58 714 штук — «Русрегионбизнес»).
Большинство наблюдателей решили, что никому не известные юрлица — это структуры «Реновы», а возникшая заминка — всего лишь «технические» разногласия между продавцом и покупателем. Поверить в то, что кто-то третий стал препятствием или даже утащил что-то у государства, помешав интересам олигарха из списка Forbes, сложно. Однако, похоже, что это так.
В «Ренове» заявляют, что компания никак не связана с «Гринлайн» или «Русрегионбизнес». «Ни „Аэропорты Регионов“, ни „Ренова“ никакого отношения к двум компаниям, заявляющим права на акции Кольцово, не имеют. Некорректно обсуждать условия потенциальной сделки между Свердловской областью и основным акционером „Кольцово“, но участие в ней посредников предусмотрено не было: в сделках между компаниями такого уровня и государства все процессы абсолютно прозрачны», — заявил директор по стратегическим коммуникациям ЗАО УК «Аэропорты Регионов» Евгений Красиков. Он также отметил, что приобретение блокпакета акций «Кольцово» не ограничено жестким временным периодом.
Источники «URA.Ru» утверждают, что количество акций, которые были проданы по решению гендиректора, укладываются в сумму, сделку на которую руководитель может осуществлять без одобрения. В Уставе корпорации (третья редакция) указано, что без одобрения акционеров может пройти сделка (или взаимосвязанные сделки), предметом которых является имущество, стоимостью до 2% балансовой стоимости активов. «Какая цель у этой комбинации, понять сложно. Но это причина — лебединая песня Филиппова. Есть версия о том, что здесь не обошлось без Михаила Максимова (бывший вице-премьер правительства Свердловской области), который и после отставки пытался контролировать КРСУ. Вероятно, он хотел перепродать акции «Ренове», — рассуждает собеседник.
Источник, близкий к правительству Свердловской области, рассказывает, что в КРСУ были два человека, которые отвечали за весь объем работ, связанный с акциями: сам Филиппов и его заместитель — Вадим Хлызов, который уволился из КРСУ незадолго до скандала, получив при этом хорошую премию по итогам работы в 2013 году.
Хотя, может быть, суть происходящего проще. Обе компании, подав иски о понуждении к сделке в суд, ходатайствовали об аресте акций и выплате корпорацией неустойки за нарушение условий договора. «Гринлайн» потребовал взыскать почти 370 тыс. рублей, а «Русрегионбизнес» — 5,5 млн за нарушение срока исполнения обязательства по переводу акций на счет компании, открытый в Центральном депозитарии, и еще 2,5 млн рублей за нарушение срока исполнения обязанности по передаче покупателю права собственности на акции. То есть, в общей сложности речь идет о выплате 8,4 млн рублей. Очевидно, что намерений принимать участие в управлении бизнесом у них не было, поэтому можно предположить, что целью было создание искусственной кредиторской задолженности и получение неустойки.
В КРСУ комментировать ситуацию отказываются, областные власти также сохраняют молчание, а сторонние юристы считают, что неизвестным ООО-шкам будет сложно доказать, что они имеют право претендовать на деньги или ценные бумаги. «Сделки делят на оспоримые либо по основанию заинтересованности, либо по основанию крупности. Гендиректор может совершить эту сделку, но ее можно оспорить по иску самого общества или акционера. Сейчас суды все больше удовлетворяют такие требования. Если акционер докажет, что сделка невыгодна для общества, как правило, ее признают недействительной, незаконной. Таких примеров достаточно много», — объясняет адвокат, кандидат юридических наук Евгений Аминов. Он также говорит, что есть разъяснение Высшего арбитражного суда о том, когда директор действует недобросовестно, в ущерб интересам самого общества и акционеров. «Если это доказано, я не исключаю, что могут быть уголовно-правовые последствия», — говорит Аминов.
Получить комментарий от членов правительства Свердловской области сегодня не удалось. Сергей Филиппов на телефонные звонки не отвечает.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!