«Народ требует блицкрига над мэрией»
Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский, готовьтесь! Реформа МСУ коснется трех крупнейших муниципалитетов региона уже этим летом. В резиденции губернатора решили не затягивать с нововведением, дающим ключ от самых оппозиционных городов. Мэрия Екатеринбурга печатает листовки, выводит тысячи горожан на митинг и загружает медиаресурс. Из шагов «области» заметны лишь консультации губернатора с Заксобранием. Почему резиденция не активируется, как провалился антиройзмановский план и кому мешает Анатолий Гайда — в материале «URA.Ru».
Законопроект с реформой МСУ будет внесен губернатором в свердловское Заксобрание в конце июня, передает источник «URA.Ru». Сегодня Уральский институт регионального законодательства готовит документ, касающихся трех муниципалитетов. Считается, что Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский перейдут на форму городского округа с внутригородским делением: у районов появятся свои Думы, бюджеты и налоговые сборы.
«Решение резиденции амбициозно, его воплощение позволит ликвидировать оппозиционные „области“ административные группировки в территориях», — соглашается источник, близкий мэрии Екатеринбурга, единственного муниципалитета, открыто выступающего против реформы. Глава Нижнего Тагила Сергей Носов свернул свою публичность. А мэр Каменска-Уральского Михаил Астахов не высказывается, несмотря на статус руководителя Ассоциации свердловских муниципалитетов. «В марте Михаил Семенович критиковал в СМИ реформу так, что ему [члену президиума свердловского отделения ЕР] позвонили из федерального руководства партии, — продолжает собеседник агентства. — Но когда встанет вопрос ребром (глав ожидает переизбрание), никто отмалчиваться не будет. Летом вокруг мэрии Екатеринбурга сформируется коалиция муниципалов».
Администрации губернатора несколько раз был представлен противовес. Целая группа посетителей резиденции предлагала губернатору создать сеть общественных организаций, которая бы позволила поддержать народное возмущение в Екатеринбурге. Подобная концепция предлагалась Желтому дому еще в сентябре, когда кресло мэра уральской столицы занял Евгений Ройзман. Согласно плану, общественники хвалили бы нового главу, перенимая его рейтинг. А, став ЛОМами, «группа поддержки Ройзмана» должна была отречься от своего лидера, заявив о его неспособности к работе.
Губернатор ведет кулуарные переговоры в Заксобрании. Пока в повестке по реформе МСУ — лишь митинг мэрии Екатеринбурга. Говорят, «антиобластные» листовки печатаются в Верхней Пышме
«Сегодня существует запрос общества на смену власти в Екатеринбурге, — описывает концепцию один из ее идеологов. — Горожан объективно не устраивают коррумпированная власть, точечная застройка, качество дорог, благоустройства, уборки города, медицины. Евгений Ройзман, открыто примкнувший к мэрии, не оправдал надежд избирателей. Народные массы готовы высказываться — это показывает митинг „справороссов“ за отставку сити-менеджера Якоба. Но чтобы дать народу трибуну, нужны концепция и опытный орговик».
Осенний план был свернут советником губернатора Анатолием Гайдой, который тогда наращивал свое влияние. Против идеи широкой «антигородской» коалиции он выступает и сегодня, будучи ответственным за кампанию по реформе МСУ. «Анатолий Войцехович продолжает возвращать себе титул теневого генерала свердловской политики, которым он периодически являлся в администрациях предыдущих губернаторов, — говорит знакомый политтехнолог. — Восстановление бренда Гайды переживает кульминацию. Специалистов в резиденцию он не допустит, замыкая все политические вопросы на себе».
Кампания резиденции пока откровенно слаба. Евгений Куйвашев провел консультации с фракциями КПРФ и ЕР в Заксобрании — вот единственное, что делает для победы областная команда. Точнее — ее лидер. Все остальные, в том числе — так называемые идеологи, отмалчиваются. «Принятие законопроекта, против которого восстанут три муниципалитета, пройдет через месяц. Но пока это больше похоже не на блицкриг, а на самоубийство — областной ресурс не задействован, — считает авторитетный пиарщик. — Ни один свердловский министр или вице-премьер (даже профильный) не выступил в поддержку реформы».
Анатолий Гайда считает, что находится на пике влияния, и не допускает ни одного политического проекта до губернатора. Результат — кампании по отстаиванию реформы МСУ, ярких спикеров нет
Между тем 6 июня мэрия Екатеринбурга собирает крупный митинг, на котором, по разным оценкам, будет от 10 до 18 тысяч человек. По информации «URA.Ru», в одной из верхнепышминских типографий для акции печатаются «антиобластные» листовки. На тему митинга намекает и свежий «Уральский рабочий». В газете председатель Общественной палаты Екатеринбурга Александр Татаркин заявляет: «Мы недополучили в бюджет 7 млрд рублей, программа „Столица“, которая должна была финансироваться Свердловской областью, практически не реализуется». «Областная газета» на это никак не отвечает.
«Народ требует блицкрига над мэрией, а Гайда отвергает любые концепции, но должного ответа „городу“ не организует, хотя времени нет, — переживает инсайдер в резиденции. — Позиция грамотная: он — советник на общественных началах и при любой удобной ситуации всегда может покинуть борт „тонущего корабля“, с него взятки гладки».
Источник в администрации Екатеринбурга отмечает, что реформа МСУ с районными Думами, назначаемым из числа депутатов главой и наемным сити-менеджером действительно может разбить существовавшую два десятилетия команду: «Но здесь в это никто не верит. С такими помощниками губернатор при всем желании не доведет реформу до конца».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!