«Они из нас, металлургов, кровь сосут»
Только представьте, свердловские предприниматели могут забрать из бюджета порядка 10 млрд рублей уже уплаченных налогов. Это едва ли не половина полученного налога на прибыль. В прошлом году подчиненные Дениса Паслера смогли убедить «крупняк» не делать столь радикальных шагов. Но в стрессовых экономических условиях договороспособность бизнеса резко снижается. Сами компании открыто на эту тему говорить не любят: дубинок против них у власти достаточно. Подробнее — на «URA.Ru».
Налог на прибыль — один из бюджетообразующих. Предприятия платят его авансом и могут вернуть какую-то часть средств, если реальная налогооблагаемая прибыль оказалась ниже запланированного бизнесменами уровня. В 2013 году УФНС пришлось перечислить бизнесу 4,3 млрд рублей, сообщили нашему агентству в областном минфине. Сумма могла быть куда больше, но власти не скрывают: с налогоплательщиками поговорили и убедили их не жадничать. В итоге она оказалась даже скромнее уровня 2012-го года (на 20%). В 2014 году такой фокус может не удасться. Как заявляют источники «URA.Ru» в бизнес-среде, многие компании из тех, что воздерживались запуска возвратной схемы, теперь «входить в положение» властей не намерены.
«В прошлом году, когда власти поняли, что будут проблемы с наполняемостью казны, они собирали крупнейших налогоплательщиков и настоятельно просили их не настаивать на возврате переплаты. С несколькими удалось договориться, что немного выправило бюджет. В этом году ситуация повторяется. Тенденция снижения доходов бизнеса налицо, поэтому, скорее всего, налоговикам придется возвращать достаточно внушительную сумму. У компаний сейчас каждая копейка на счету, возврат переплаты — разумный способ пополнить оборотные средства», — говорит финансовый аналитик Константин Селянин.
По данным налогового управления, размер переплаты по состоянию на 1 мая 2014 года оценивается в 9,9 млрд рублей (на 1 мая 2013-го — 12,2 млрд). Это практически половина уплаченного компаниями налога на прибыль организаций по итогам первого полугодия (20,1 млрд рублей). Сложно представить, как регион будет исполнять взятые на себя социальные обязательства (более 70% расходов бюджета), если вдруг предприятия захотят вернуть всю эту сумму.
Официально налоговики пока не выражают обеспокоенности на этот счет. «В связи с особенностями уплаты налога на прибыль размер переплаты резко возрастает по состоянию на 1 мая. — объясняют в УФНС столь внушительную сумму. — Но затем переплата начинает постепенно снижаться в результате зачета в счет уплаты текущих платежей по налогу на прибыль в областной бюджет или других федеральных налогов». В УФНС добавляют, что часть средств, конечно же, уходит обратно налогоплательщикам в виде возврата.
Отказать в возврате налоговые органы не имеют права. «Деньги должны быть перечислены в течение месяца с момента получения заявления. Конечно, при условии, что у компании отсутствует задолженность по другим налогам», — говорит источник нашего агентства, близкий к ФНС. Однако заминки все же случаются. Недавний довольно яркий пример — тернистые попытки Трубной металлургической компании добиться от фискального органа возврата переплаты в размере 12 млн рублей. За ожидание средств аж с 2010 года в нынешнем году компания отсудила у налоговиков еще почти на 2,5 млн просрочки (большую часть средств провели по мировому соглашению).
Обычно региональные власти пытаются пресечь такие попытки на корню. «Минфин уговаривает предпринимателей, чтобы те не запрашивали денежные средства по переплатам. Эта работа ведется на постоянной основе. Насколько я знаю, большинство предпринимателей идут навстречу. Но ситуация с наполнением бюджета, конечно, не слишком радужная. Думаю, что бюджетный дефицит будем финансировать мы с вами. Как видите, федерация пытается вернуть налог с продаж, увеличить до 17% налог на дивиденды», — отметил депутат Заксобрания Свердловской области Лев Ковпак. Его коллеги, и в том числе Андрей Альшевских, еще в конце минувшего года выражали большую обеспокоенность по поводу того, что ведомство Галины Кулаченко недооценило фактор переплат, планируя доходы бюджета.
Свердловский минфин исторически проводит профилактические встречи с предпринимателями
Его слова не сходятся с данными советника председателя правительства Елены Вороновой. «Сумма переплат за пять месяцев года снижается по сравнению с 2013 годом. А переплаты в 2013 году, в свою очередь, ниже, чем в 2012-ом. Поэтому мы не видим необходимости в каких-то резких шагах. Насколько мне известно, правительство встреч с бизнесом по переплатам не инициировало», — заявила «URA.Ru» госпожа Воронова.
Тем не менее такая практика зафиксирована документально даже в более благополучном прошлом году. В октябре после встречи с первым вице-премьером Владимиром Власовым, от своих планов по возврату излишне уплаченных налогов отказались энергетики: представители «Энел ОГК-5» заверили, что и не помышляли об этом, повременить с возвратом переплаты тогда согласились «ТГК-9» и «Свердловэнергосбыт». Разговор с компаниями велся достаточно жесткий. Энергетикам, в частности, напомнили о «черных пятнах» в их деятельности: снижении налоговых отчислений, «росте нехарактерных для отрасли затрат», а также о сокращениях персонала и растущей дебиторской задолженности.
Большинство опрошенных «URA.Ru» компаний, в том числе УГМК, авиакомпания «Уральские авиалинии», Уральский турбинный завод, комментировать свои отношения с правительством отказались. AVS Group Валерия Савельева возвращать переплату пока не собирается. «Я не думаю, что большое количество налогоплательщиков будет обращаться за возвратом. Оснований для этого не очень много, основные налогоплательщики чувствуют себя достаточно стабильно», — полагает вице-президент по инвестициям компании Алексей Филиппов.
Валерий Савельев ссориться с региональными властями не собирается
По словам источника в ОК РУСАЛ, чьи предприятия УАЗ и БАЗ зарегистрированы в Свердловской области, областное правительство по вопросу возвратов на металлургов, как правило, не наседает. «Энергетиков-то понятно почему трясут, у них с деньгами все в порядке. Они из нас, металлургов, кровь сосут. У предприятий металлургического комплекса и прибыли-то особо нет, чтобы спрашивать с них», — говорит собеседник агентства. По его словам, РУСАЛ оставляет возникающую переплату в зачет текущих платежей.
В этом году «профилактических» бесед ждут все: экономическая активность в Свердловской области снижается, а значит, площадка для достижения консенсуса сужается. Бизнес будет экономить, власть — требовать. «Причем уже не на уровне Власова», — прогнозирует ситуацию еще один представитель металлургического сектора.
Главная головная боль свердловского минфина — скуднеющие поступления налога на прибыль. По оперативным данным за первое полугодие в бюджет перечислено 20,1 млрд налога на прибыль организаций, что составляет 42% от утвержденного годового плана. Поступление второго бюджетообразующего налога — НДФЛ — выглядит немногим лучше, 25,4 млрд рублей или 44%. На минувшей неделе министр финансов области Галина Кулаченко заявляла «URA.Ru», что секвестра бюджета областным властям в 2014 году избежать не удастся. «Конечно, мы готовимся к сокращению расходов. Я не знаю пока, в каком виде это будет. На Заксобрание с корректировкой мы пока не выходим, а вот лимиты на уменьшение смотрим (в пределах 10% по каждому главному распорядителю средств — ред.). Такое разрешение ЗакСО у нас есть», — отметила Кулаченко.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!