«Вместо замов по экономике и промышленности — вице по интригам и утренникам»
До презентации обещанной новой структуры свердловского правительства остается неделя. Скептики уже предрекают: улучшения положения дел в экономике ждать не стоит, произойдет лишь перегруппировка властно-административных кланов, ближнее окружение губернатора Евгения Куйвашева постарается усилить свои позиции за счет ослабления премьера Дениса Паслера. Реальные проблемы области при этом никого не интересуют. Кто забивает голову губернатора ненужными мыслями, какие министры потеряют свои посты, чем объясняется необходимость перемен и во что выльется потеря драгоценного времени — узнаете из материала «URA.Ru».
Устойчивые слухи о реформе свердловского правительства ходили с конца мая. Принято считать, что наиболее активными ее лоббистами стали советник на общественных началах Анатолий Гайда и первый замглавы администрации Вадим Дубичев. Поняв, что губернатор Евгений Куйвашев не против изменений, свои варианты нового устройства кабинета стали рисовать и другие игроки. Результат известен: 14 июля губернатор заявил о реформе на пресс-конференции в рамках выставки «Иннопром-2014», пообещав завершить ее к 1 августа.
Вице-премьер по делам казачества Владимир Романов появился во времена губернаторства Александра Мишарина. Тогда это было экзотикой — сегодня грозит стать нормой
Предстоящие перемены, по информации «URA.Ru», коснутся, в основном, верхушки кабмина. Несмотря на волны компромата и интриг, глава кабмина Денис Паслер свое место, по всей видимости, сохранит. В ходе реформы в дополнение к одному первому заму — Владимиру Власову — у него появится другой — Азат Салихов. До рекорда восьмого свердловского премьера Анатолия Гредина (2009-2012) это, конечно, не дотягивает — у того было четыре первых заместителя, не считая «простых» вице, но по потенциалу в части интриг кабинет Паслера вполне может обогнать мишаринское правительство.
Конфликта между двумя нынешними избранниками скорее всего не возникнет. Власов — публичный, открытый, но при этом не амбициозный человек (хотя год назад отказался оставить свой пост и идти на довыборы в Заксобрание) сохранит за собой социальную сферу, внешний чиновничий бурлеск, мероприятия, приемы. Салихов же, наоборот, предпочитающий оставаться в тени, но весьма самолюбивый, сможет заняться политическими играми внутри правительства, сохранив при этом руководство аппаратом.
Валентин Грипас наконец-то сможет управлять процессом подготовки к ЧМ-2018 со всей мощью новых полномочий
Сохранение Владимира Власова на посту первого вице-премьера (по слухам, в первом варианте реформы Власов должен был уйти, оставив кресло Салихову), эксперты даже не комментируют, будто удержание status quo талантливым аппаратчиком, бывшим мэром Асбеста — что-то само собой разумеющееся. Для Салихова же переход из статуса зама в первого зама — не только свидетельство особого доверия первого лица области, но и резкий рост ответственности перед ним.
«Губернатор давно хотел приставить к Денису [Паслеру], крайне самостоятельному и слишком норовистому, своего человека. Салихов — как раз такой куратор, надзирающий за председателем правительства», — поясняет знакомый политолог.
Старожилов уральской политики такие назначения откровенно коробят. На их памяти две крупнейшие реформы свердловского правительства: практически «революционная» случилась в 1998 году, когда департаменты и комитеты получили статус министерств и чуть менее заметная 2001 года, функционально усилившая администрацию губернатора. В те времена у председателя правительства Алексея Воробьева было два первых заместителя — «титан» Галина Ковалева, отвечала за экономику, финансы, цифры, а Николай Данилов, которого позже сменил Владимир Молчанов — за реальный сектор экономики, связь, стройку, энергетику, промпроизводство.
В пилотном рейтинге инвестиционной привлекательности Агентства стратегических инициатив Свердловская область заняла одно из последних мест. Власти заверяют, что сделали выводы, правда «выхлопа» от них никто пока не видит
«Два заместителя премьера отражали приоритеты — деньги и производство, — ностальгирует аксакал Белого дома. — И это не только образ губернатора рисовало сильный, это ведь привлекало ФПГ, которым показывали, что на них опираются и их интересы на первом месте. А эти двое что отражают? Один — министр по утренникам, второй — по интригам. Это как у Мишарина, раз — и ты вице-премьер по казачеству. И это в то время, когда ВРП падает на 10 процентов, а индекс промпроизводства — на все 20. Без сильных фигур в правительстве их не поднять, а олигархи того и гляди прекратят платить налоги, как они сделали в 2001 году и все ахнули», — сетуют ветераны администрации.
Туше на претензию по поводу отсутствия заинтересованности в экономике реформа также предусматривает. Свой пост может покинуть министр экономики Дмитрий Ноженко и это кадровое решение поддерживают многие.
«С одной стороны Ноженко — никакой министр и расставание с ним ровным счетом ничего не принесет, — оценивает шаг политолог. — Возможно, это намекнет элитам, что губернатор сделал вывод из опубликованного рейтинга и сделал вывод, стал проявлять заботу о промышленниках и сейчас их по поводу и без повода спрашивают, что для них еще такого сделать. Только вот до сих пор у нас нет министра промышленности — это конечно большой минус. С другой стороны, отставка Ноженко — еще один сигнал Куйвашева Паслеру, что вот, мол, Денис, на его месте мог быть ты, поскольку и КРСУ, и провал в экономике — по большому счету не на его, а на твоей совести»
«Во времена Росселя куратор аппарата правительства не имел даже министерского поста. Зачем, кроме как для подковерных игр, сейчас его понадобилось делать первым вице-премьером?», — задаются вопросом некогда главные свердловской политики
Совсем иное восприятие у аналитиков в отношении еще одного правительственного усиления. Приятная перемена ждет губернаторского фаворита, вице-премьера, курирующего подготовку области к Чемпионату мира-2018 — Валентина Грипаса. Под свое кураторство он официально получит министерство спорта, строительства и, как заверяют источники в администрации губернатора, возможно, даже министерство транспорта.
«Грипасу непременно нужны эти полномочия, а то он ходит- упрашивает министров сделать так или эдак, — отмечает знакомый правительственный чиновник. — На нем гигантская ответственность, а веса — ноль. При этом в области был опыт подобного удачного перевоплощения, когда управляющего Южным управленческим округом Олега Гусева сделали вице-премьером по подготовке к проведению саммита ШОС (этот пост он занимал с марта 2007 года по май 2009 года — прим. „URA.Ru“). Тогда нужно было сконцентрировать в руках Гусева власть и здесь изменения вполне оправданы».
Впрочем, райской жизни Грипасу ждать не стоит. Ни один из трех министров не в восторге от появления куратора, а Леонид Рапопорт говорят почти отбился от этой идеи. «Все помнят печальный опыт главы минпрома Владислава Пинаева, у которого на голове сидел вице-премьер Александр Петров: накладывал вето, проводил свои решения в обход министра. Кому это надо?», — рассуждает высокопоставленный источник в правительстве.
Происходящее сегодня с правительством давно раскрыла народная мудрость: «Когда власть не хочет работать — она занимается любимым делом, реформами самой себя»
Сегодня в Желтом доме не исключают, что из-за вновь открывшихся обстоятельств реформа может быть сдвинута. В стройный ход губернаторской стратегии вмешался скандал с делом «Ройзмана-Кинева». Окружение главы региона, между тем, от своих планов, по всей видимости, отказываться не намерено, а потому настаивает на соблюдении заявленных сроков реформирования кабмина. Амбициозных и расчетливых функционеров резиденции не смущает ни провал в экономике, ни острейший бюджетный дефицит, ни отсутствие межведомственной коммуникации. Разумеется, никто даже не думает о том, что заявленные изменения никаких хоть сколько-то значимых перемен в жизнь свердловчан не привнесут.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!