«Меня Тушнолобов спрашивает: „Ты вилы привез?“»
Новое жилье в Березниках давно не строят. Объяснений тому, почему откладывается строительство — имеется всего два. Есть официальная точка зрения, где виноваты федеральные бюрократы, и реальность, проливающая свет на лоббистскую импотенцию региональных властей. Или разыгрываемый перед почтенной публикой спектакль. Как Виктор Басаргин пытается разобраться с проблемным наследством, чем рисковала его команда и что чувствуют люди, которых обманывали годами, — в материале «URA.Ru».
Во вторник, 2 декабря, премьер Геннадий Тушнолобов провел в Березниках совещание, посвященное переселению жителей из аварийного жилья. Кроме премьера, на мероприятии присутствовали депутат Заксобрания Олег Ковалев, глава Березников Сергей Дьяков и его заместитель Владимир Шанин. На совещании сообщили, что утверждены границы опасной зоны, в которой находятся 97 домов, треть из них уже признано аварийными. Строительство жилья для переселения нуждающихся в скором времени начнется, заверил Тушнолобов. По его словам, даны поручения трем министерствам разработать мероприятия по выкупу имущества у собственников жилья в многоквартирных и частных домах. Срок — до 1 января. К этому времени правительство должно подготовить рамочный документ, а основные полномочия по его реализации делегированы на региональный уровень.
Геннадий Тушнолобов не впервые ездит «тушить пожары»
Информацию о скором начале работ подтвердили и в «Корпорации развития Пермского края». «Мы отвечаем за проект, то есть за само строительство, — рассказал корреспонденту „URA.Ru“ сотрудник „КРПК“ Иван Герасимов. — Уже провели конкурс, выбрали подрядчика, сейчас начинается активная фаза строительства. Сроки были сдвинуты, потому что на федеральном уровне велись согласования по поводу вопросов софинансирования и предоставления переселенцам жилых площадей, соответствующих тому, что они имели. К тому же необходимо было провести мероприятия по подготовке к строительству. Будущий микрорайон расположен в зоне слабых грунтов, поэтому производились геологические изыскания и работы по укреплению почвы, чтобы можно было строить дома такой высотности и в таких объемах. Сейчас работы находятся на завершающей стадии, строительство начнется в ближайшее время».
«Говорили, что к Новому году сдадут первый дом. Сейчас у них там еще конь не валялся, даже котлована нет. Тушнолобов говорит — начнем строить, и первый дом будут сдавать только весной», — говорит житель Березников Валерий Мец. А ситуация обостряется постоянно, напоминает он. «Только из последней информации: по проспекту Юбилейному, 142 дом надо выселять. По улице Тельмана, 4 дом надо выселять. По улице Калинина — три ветхих дома. Проблема очень масштабная. Строительство в городе вообще не ведется уже лет шесть. Городской маневренный фонд — это однокомнатные квартиры после умерших, кто туда поедет? Если в семье семь человек, а предлагают такую квартиру — даже если в два этажа кровати поставить, всем не уместиться».
Региональным правительством разработан план строительства жилья. 250 тысяч квадратных метров для 12 тысяч жителей должны быть сданы в 2017 году. Основные источники финансирования нового переселенческого проекта те же — федеральный бюджет, средства региона и компании «Уралкалий». Однако проблема не в отсутствии средств. Сроки переселения затягиваются, потому что сам законодательно закрепленный механизм присвоения дому статуса аварийного не разрабатывался под ситуацию в Березниках. По словам губернатора Виктора Басаргина, проблема в том, что по внешним признакам дом не является аварийным, но по факту он таковым станет. Нынешнее законодательство, а конкретней, постановление правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», является ровесником проблемы. Правда, ситуация усугублялась значительно быстрее, чем проходили поправки к документу.
Это — центр Березников
Напомним, после техногенной аварии 2006 года на Верхнекамском месторождении калийно-магниевых солей, приведшей к затоплению одного из рудников «Уралкалия», до настоящего времени произошло три обвала грунта. Первый — в 2007 году — вблизи фабрики технической соли, второй — в 2010-м — образовалась воронка под железнодорожными путями в городе, третий — в сентябре 2012-го, во время работ по засыпке воронки, образовавшейся в районе Березниковского шахтостроительного управления. А к постановлению поправки были приняты лишь в 2007-м, но и то по закону причислить дом к числу аварийных возможно лишь в индивидуальном порядке, после выхода специальной комиссии и работы на месте. Это нормально, когда речь идет о единичных случаях, требующих признания дома аварийным вследствие ветхости. Но в случае Березников такие заключения требуются в отношении десятков домов, некоторые из них не имеют внешних признаков разрушения. Во многом именно поэтому, несмотря на подтверждение федерального финансирования, ситуация с переселением по-прежнему не урегулирована.
«По логике нашего законодательства, любые расходы из бюджета, не предусмотренные буквой закона, могут привести к разным последствиям. Это может быть и дружеское напоминание от прокурора, а может — реальный срок. Все зависит от политической конъюнктуры. Очевидно же, что сейчас все перестраховываются. В данном случае либо не захотели, либо — что еще хуже — не смогли проявить лоббистские возможности. И так на протяжении ряда лет. И даже если представители полпредства были в курсе причин задержки, то искусно делали вид, что все идет, как надо», — объяснил ситуацию знакомый чиновник.
С большими трудностями столкнулись собственники жилья, в том числе — частных домов. Дома в «Дворянском гнезде» — такое название сами березниковцы дали небольшому поселку — строили десятилетиями, когда выяснилось, что оставаться в них опасно. «Семье из четверых человек пытаются предложить однокомнатную квартиру — это ненормально» — такие разговоры в Березниках можно услышать где угодно. Пока людям предлагают квартиры в муниципальном резервном фонде, не все соглашаются. Что из себя представляет этот самый резервный фонд, люди представляют нечетко. Городские власти ссылаются на недостатки законодательной базы — этому обстоятельству скоро исполнится 10 лет.
Следить за состоянием дома — забота многих березниковцев
Впервые о расселении жителей домов, находящихся в зоне возможного оседания грунта, начали говорить в мае 2007 года. Уже тогда таких домов было больше трех десятков. Председатель правительства, в то время Николай Бухвалов, после совещания с губернатором Чиркуновым назвал цифру порядка двух тысяч жителей, которым необходимо другое жилье. Как тогда сообщало «URA.Ru», оседания, которые ожидались в первом квартале 2008 года, могли повредить, кроме жилых домов, две школы и три детских сада.
Это были истоки проблемы и первые шаги по ее решению. Сами жители Березников публиковали и адреса домов, которые оказались «в черном списке». Власти сформулировали алгоритм переселения людей. Им предлагалось либо получить сертификат в обмен на квартиру, с учетом средней цены квадратного метра, либо обращаться в технадзор и после оценки жилплощади получать соответствующую квартиру на правом берегу, либо продать квартиру администрации. Суть последнего варианта была в том, что, не дожидаясь признания домов аварийными, власть начинает выкупать у жителей квартиры по среднестатистической цене. Первые договоры выкупа жители начали получать в июле 2007 года. Как и ожидалось, цена была около 18 тысяч рублей за квадратный метр. Позднее цена была повышена, потому что цена квадратного метра на правобережье оказалась несколько выше, в районе 24 тысяч. Березниковцы, проживавшие в квартирах на условиях социального найма, вынуждены были переселиться в построенный на правом берегу район, который «прославился» опасным превышением ПДК по формальдегиду. Однако большинство переселенцев были собственниками своих квартир, поэтому им выплачивали компенсации за изъятие их жилья в муниципальную собственность. Компенсация равнялась рыночной стоимости квартиры, определявшейся экспертной оценкой. Некоторые оспаривали и получали больше.
Олег Чиркунов говорил, что рисков по выполнению программы переселения людей из опасной зоны нет. Но сами жители не очень спешили воспользоваться предлагаемыми домами. Изначально собирались переселить около двух тысяч, для этих целей должны были построить порядка тысячи квартир. Позднее цифры значительно возросли — квартиры потребовались для тринадцати тысяч. Однако поначалу востребованными оказались лишь десятки — сказались проблемы с инфраструктурой. Чтобы подать жителям Березников нужный пример, поселиться в Усольском согласился градоначальник — Андрей Мотовилов. В ноябре 2011 года, в преддверии выборов в Госдуму в Пермском крае, Программа переселения жителей Березников из ветхого и аварийного жилья была презентована в присутствии двух министров — Юрия Трутнева и Виктора Басаргина и губернатора Олега Чиркунова. По этой программе в Березниках в течение пяти лет должны были переселить порядка шести тысяч семей. «Уралкалий», регион и федералы обещали 10 млрд. Озвученное начало работы программы — 2013 год.
Проблема предоставления жилья взамен аварийного до сих пор не решена: либо «фенолки», либо — ничего
Но в апреле 2012 года Чиркунова сменил Виктор Басаргин, а переселением занялся новый глава Минрегиона Игорь Слюняев. Министр поручил разработать более эффективный механизм федерального финансирования проблемы. Виктор Басаргин пообещал, что власти подготовят программу по переселению жителей Березников из аварийных домов, пострадавших от обвалов грунта. Тогда губернатор оценил стоимость переселения в 7,6 млрд руб. На краевом и федеральном уровне создалась новая ситуация, но кардинальных сдвигов жители не увидели. Сменились лишь политические игроки, которые транслируют планы и обещания — вместо Трутнева, Чиркунова и Мотовилова появились Бабич, Басаргин, Дьяков и Тушнолобов. Слюняева, кстати, в министерском кресле тоже уже нет.
Валерий Мец, который годами борется с этой проблемой, по-прежнему сохраняет чувство юмора, чтобы отвечать на шутки власть предержащих. «Приехал в Москву, в Дом правительства захожу, и они стоят — пермская делегация», — рассказывает он. — Тушнолобов первый: «О, Мец, здорово! Вилы привез?» — «Вилы, говорю, вечером будут, если нормально не решите»". Конечно, это шутка, но жителям Березников — и тем, кто уже пострадал от аварии, и тем, кого это пока не коснулось, — не до смеха.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!