«Да здравствует гиперинфляция!»
С «черного вторника», когда рубль обвалился до своих исторических максимумов, прошел почти месяц. По общему признанию, Россия плотно вошла в кризис: бизнес и частный, и государственный проседает по всем показателям, по населению бьет рост цен. Региональные власти ждут вводных из Москвы, но никакой ясности нет, и субъектам, не имеющим полномочий и инструментов для решения глобальных экономических проблем, остается только ждать. Или готовить собственные рецепты выживания. О чем уральские промышленники хотят просить Путина, зачем просят запустить печатный станок и что не так сделала Набиуллина — читайте в материале «URA.Ru».
Губернаторы, с ноября ожидающие из Москвы вводных, которые должны были лечь в основу «новых кризисных стратегий», не понимают, как федеральные власти собираются решать проблемы в экономике. «Отсутствие сценариев — отличительная особенность происходящего», — передает настроение власти источник «URA.Ru» в окружении главы одного из уральских регионов. «„Нефть почтили минутой молчания“, — цитирует собеседник заголовок „Коммерсанта“ и добавляет — и рубль тоже».
Рубль слабеет с начала года на фоне дешевеющей нефти и снижения кредитного рейтинга России. В Азии нефть марки Brent торгуется по 46,57 доллара за баррель, нефть марки WTI — по 45,29 доллара за баррель. Агентство Bloomberg сообщает, что мировые цены на нефть достигли минимума последних 5,5 лет на фоне слухов о росте запасов топлива в США. Центральный банк России с 13 января повысил официальный курс доллара на 6,5 рубля, до 62,73 рубля. Официальный курс евро к рублю установлен на отметке 74,35 рубля, что выше предыдущего дня почти на 6 рублей.
Регионы ждут от Москвы внятных вводных о том, что противопоставить кризису. Пока рецептов нет
В среднесрочной перспективе курс рубля останется под заметным давлением нефтяного фактора, считает начальник отдела валютно-финансовых операций банка «Кольцо Урала» Игорь Нестерович. По его прогнозу весь первый квартал нефть продолжит дешеветь, опустившись в итоге ниже отметки в 40 долларов за баррель, а курс доллара продолжит плавный рост с достижением отметки в 80 рублей.
А директор «Унисон Капитал» Андрей Басуев полагает, что доллар, достигший сегодня на торгах отметки в 65 рублей, может дорасти до следующего порога в 70 рублей уже в январе, после чего 100 рублей за доллар кажется не такой уж невообразимой цифрой.
Глава Комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями областного Союза промышленников и предпринимателей Анатолий Сысоев утверждает, что реальный курс уже сегодня составляет 102 рубля за доллар. И если бы Центробанк не сдерживал рост национальной валюты — «черный вторник» не воспринимался бы как шок для экономики.
На местах промышленники обсуждают свои варианты действий. Благо опыт переживания кризиса 2008-2009 годов еще свеж
«Не нужно бояться курсовой разницы — она работает на нас, даёт возможность нашим предприятиям развивать производство. Даже машиностроение становится конкурентоспособным. Правительству надо понять, что в стране должно быть достаточно денежной массы. Во всем мире она равна примерно 150-200% от ВВП. В Японии денежная масса составляет 240% от ВВП, в Китае — 172%, в Англии — 182%. В России в позапрошлом году этот показатель был равен 66 трлн рублей, то есть мы должны были иметь 130 трлн рублей денежной массы, а имели 30! Если у страны нет собственного продукта — значит, он будет дорожать. У нас нет собственных денег — значит, они будут дорожать. Почему не создать свою работающую валюту, которая обеспечила бы внутренний рынок инвестиций?», — говорит Сысоев.
По версии уральцев, монетарные власти России, сосредоточившиеся на борьбе с инфляцией, должны решиться на запуск печатного станка. Механизм — подготовка обращения к президенту Путину о введении соответствующих изменений в финансово-денежно-валютную политику. Сысоев предлагает изменить закон о функциях ЦБ РФ, который сконцентрировался на борьбе с инфляцией и регулировании банковского сектора и при этом, в отличие от других стран мира, не отвечает за рост экономики и ВВП.
О том, что пора включать печатный станок, все чаще говорят и теоретики, и практики
Финансовый аналитик Константин Селянин говорит, что запуск станка ему представляется злом, но меньшим, в сравнении с другими ожидаемыми последствиями. «Но промышленники правы в том, что нужно не сжимать денежную массу, а расширять ее. У бизнеса нет возможностей работать, и поэтому слушать об импортозамещении, для которого нужно создать новые мощности, от наших чудо-руководителей достаточно смешно. Промышленники понимают, как работать в условиях инфляции и даже гиперинфляции, но не понимают, как работать в условиях такой ставки рефинансирования и столь дорогих кредитов и какие будут правила игры хотя бы на три месяца вперед. Ситуация близка к коллапсу, который закончится тем, что предприятия начнут вставать. А это грозит социальным взрывом», — говорит Селянин.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!