«Едет Би-би-си, везет „привет“ Басаргину»
Музей «Пермь-36» снова стал головной болью властей Прикамья, куда приехали или еще едут иностранные журналисты. Все они интересуются, каким образом известный мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий стал «музеем вертухаев».
Тему для обсуждения СМИ задал председатель пермского отделения общества «Мемориал» Александр Калих. Именно он анонсировал открытие новой экспозиции. «Вообразите — это серьезно! Первая выставка в новой „Перми-36“ посвящена именно этому: средства охраны, технические способы содержания подлых националистов, фашистов, изменников Родины», — пишет на сайте «Мемориала» его руководитель.
Вполне естественно, что на информационный повод отреагировали ряд российских и зарубежных изданий. Среди них московское бюро «BBС», их коллеги из ИА «Франс-Пресс», британская Radio Free Europe и даже финская газета с непроизносимым названием Hufvudstadsbladet (HBL, www.hbl.fi), шведская газета Svenska Dagbladet (SvD, www.svd.se), а также журнал The Economist. Из российских СМИ «в гости» в «Пермь-36» едут «Росбалт», корреспондент проекта Colta.ru и условно-российское радио «Свобода».
Интерес журналистов, рассказывает оставшаяся «на хозяйстве» директор Наталья Семакова, вызывает изменение концепции в подаче исторического материала. У нее есть целая таблица с графиком посещения прессы и список вопросов от журналистов. Их, например, интересует, что будет с экспозицией после ликвидации АНО (автономной некоммерческой организации), изменится ли концепция, почему не нашли контакт с основателями «Пермь-36» Татьяной Курсиной и Виктором Шмыровым и действительно ли вместо историй репрессированных будет прославляться труд советских работников системы исполнения наказаний. Эффект от собранных данных гарантируется аудиторией. Планируется, что отснятый и записанный материал выйдет на таких площадках, как телеканалы BBC News и BBC World News, а также размещен на сайтах служб ВВС и, в том числе, на сайте Русской службы. «Едет Би-би-си, везет „привет“ Басаргину», — уже шутит знакомый чиновник.
Наталья Семакова говорит, что не отказывает в просьбе никому, но по телефону кому-то из гостей что-либо комментировать не готова. «Я предлагаю приехать и посмотреть на то, что представляет из себя музей. Кто-то из московских журналистов же был, я ответила на вопросы, а гости пообщались и с Татьяной Курсиной, и Виктором Шмыровым. Понятно, что есть вопросы и к [министру культуры Пермского края] Игорю Гладневу», — рассказывает Семакова, уточняя, что вот-вот должны приехать журналисты столичного интернет-телеканала «Дождь».
Между тем наблюдатели констатируют формирование еще одного негативного информационного повода, в центре которого окажется губернатор Виктор Басаргин и его команда, де-юре и де-факто отвечающая за сохранность такого объекта, как «Пермь-36». В соответствии с договоренностями на уровне президента Путина этот объект, за которым наблюдают специалисты ЮНЕСКО, не должен превратиться в заурядный музей исправительной системы. Подобный уже давно существует в соседней, до сих действующей колонии «Пермь-35». Как уже писало «URA.Ru», переговоры о сохранении статуса-кво велись в кабинетах АП от имени губернатора Басаргина.
Сейчас сама Семакова, будучи нанятым краевым минкультом управленцем, переживает, что музей не может стать самоценным историческим объектом, а оказывается разменной монетой в авантюрах прежнего руководства — Курсиной и Шмырова. По версии краевых властей, они зарабатывали на проекте деньги и прочие бенефиты, причем не всегда законными средствами. Справедливости ради стоит отметить, что основатели комплекса имеют свою точку зрения, утверждая, что все заработанное пускали на развитие проекта и бездонную коммуналку. «По-хорошему, оценку должны дать журналисты, но кто знает, что они напишут?», — резюмирует Семакова.
«Еще в прошлом году возникшую сейчас проблему с музеем можно было решить инерционным способом, то есть с помощью духа и буквы закона. У чиновников были все средства для урегулирования всех споров в правовом поле. Но Шмыров с Курсиной эксплуатировали идею „реабилитации политических репрессий“, и она оказалась понятнее и, можно сказать, сильнее. Это нужно было понять и перестроить тактику взаимоотношений, но процесс спустили на тормозах, а проблеме дали перезреть. Вполне естественно, что сейчас эта история попадает на федеральный и даже мировой уровень», — фиксирует очевидные репутационные риски политтехнолог Алексей Чусовитин.
Уместно добавить, что, по словам источников «URA.Ru», замглавы администрации губернатора Прикамья Кирилл Маркевич, оставшийся курировать опасный проект, предпочитает не «светиться» с комментариями по этой теме. Этой же тактики придерживается глава краевого минкульта Игорь Гладнев.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!