Виктору Басаргину угрожают три буквы
Пермские «фронтовики» провели самую успешную за все время атаку на губернатора Виктора Басаргина. Этот факт зафиксировали наблюдатели, которые раньше недооценили организацию.
Причины считать пермское отделение «ОНФ» неспособным на резкие действия были. Эксперты помнят, что структура создавалась в кабинетах администрации губернатора и с момента запуска мало на что влияла. «Все помнят, что пермские „фронтовики“ даже не воспользовались раскручиваемой минувшей осенью идеей патрулировать магазины и проверять цены. До этого было несколько невнятных „наездов“, которые были похожи на внутрикорпоративные разборки, вроде дележки автобусных маршрутов. Позиция была такая — скажут, что позволят с Куйбышева, 14», — констатирует один из участников политического процесса.
В конце февраля 2015 года ситуация, очевидно, вышла из-под контроля краевого истеблишмента. В паблике появилась информация, что затратами на пиар Виктора Басаргина займется прокуратура. «Фронтовики» отправили в Москву материалы, из которых можно составить себе полное представление о том, как в Пермском крае государственные деньги тратятся на освещение деятельности властей. Например, надзорное ведомство узнает, что почти все 180 млн рублей государственного заказа получили фирмы, образованные за несколько дней до объявления конкурсов без опыта работы и какой-либо репутации на рынке. Эта информация не должна была распространиться, но она ушла в федеральную повестку, и во многом из-за действий ОНФ.
Между тем сейчас чиновники и политтехнологи ищут объяснения, как это произошло. И, что главное, зависело ли это от самих пермских «фронтовиков» или ситуация вышла из-под контроля. В пользу последнего говорит то, что с начала 2015 года в окружении губернатора Басаргина и в его администрации запрещено слово «политика». «[Исполняющему обязанности главы администрации Сергею] Юрпалову это не нужно, его коллеге Неганову — тоже, Сергей Маленко уехал в Москву, Сосниной нет, директора департаментов — не назначены, кругом и.о. Да и всем, похоже, на все наплевать», — говорит собеседник агентства.
В настоящее время ОНФ представляет собой сложившееся движение, обвинения в том, что это «проект под выборы», остались в прошлом. По сути, это новая сила. Во многом Народный фронт создан для контроля властей в регионах, но это не отнимает у «фронтовиков» возможности самим формировать местную политическую повестку, участвовать в выборах. В Пермском крае Народный фронт далеко ушел от «карманной» партии администрации, каким выглядел поначалу.
По словам сопредседателя краевого отделения ОНФ Дмитрия Сазонова, Народный фронт не просто занимается контролем властей на всех уровнях. «Но при этом мы не просто контролируем, а вырабатываем предложения, мы еще и направляем власть, помогаем чиновникам работать. Наша задача — не просто критиковать, а привлекать экспертов на площадку Общероссийского народного фронта, совместно с властью определять направления развития. Мы настроены конструктивно», — говорит Сазонов.
ОНФ стал мощным политическим рычагом, за который хотят подержаться многие. Сейчас за право обладания им соперничают три группы влияния. Во-первых, это администрация губернатора, хотя успехов в этой борьбе эта структура традиционно не достигает. Во-вторых, это так называемые «старые» фронтовики, например, руководитель краевого совета профсоюзов Сергей Булдашов, председатель исполкома Евгений Симакин. В-третьих, это депутат Госдумы Валерий Трапезников со своим влиятельным покровителем, бизнесменом Владимиром Нелюбиным. Среди интересантов присутствуют и депутаты краевого Заксобрания, которые уже начали задумываться о предстоящих выборах и хотели бы попасть в «список ОНФ».
Неудивительно, что после прохождения «кризиса» президентских выборов про ОНФ как-то забыли. Поэтому, несмотря на внешнюю «лояльность» администрации, голосовать в момент принятия решений «фронтовики» могут по-разному, и не всегда так, как хотелось бы чиновникам.
После недавней конференции ОНФ, об итогах которой сообщало «URA.Ru», в региональном отделении еще более усилились позиции «старых» фронтовиков, которые получили сразу семерых сторонников в штаб. В то же время, серьезно ослабли позиции Валерия Трапезникова. По информации источников «URA.Ru», депутат-токарь настолько утратил расположение Москвы, что вместо него куратором конференции назначили новую звезду ОНФ Ольгу Тимофееву. Что же касается администрации губернатора, то Кирилл Маркевич упустил свой шанс. По разным оценкам, ему не хватило опыта подобной игры. «Не проводились персональные переговоры, администрация не продемонстрировала понимание общеизвестных технологий, это в очередной раз вызвало недоумение на Старой площади», — считает источник «URA.Ru».
Таким образом, очередная попытка взять «фронтовиков» под контроль, предпринятая Кириллом Маркевичем, провалилась. Хотя поводом для критики стали действия именно замглавы администрации Басаргина. О том, что за этим распределением госзаказа стоит именно Кирилл Маркевич, убедительно написал журналист Юрий Токранов. Федеральные руководители Народного фронта четко обозначают свою позицию по этому поводу. «Такой услуги, как похвальба действующего губернатора, депутатов, мэра или работающих под ними чиновников, пока нет», — сказала в интервью «URA.Ru» заместитель руководителя федерального исполкома ОНФ Наталья Костенко.
«Большие затраты на пиар губернатора налицо, зато их эффективность вызывает большие сомнения, — считает один из известных в Перми политконсультантов, не желая называть свою фамилию. — Идеология информационной политики краевой администрации незатейлива, в ней отсутствует сквозная идея — образ губернатора. И если кто-то задастся целью разрушить репутацию губернатора и дискредитировать его, для этого не потребуется серьезных финансовых и организационных ресурсов. Достаточно зарядить несколько убойных текстов на сайтах, за которыми следят в Кремле, и разместить пару-тройку сюжетов в эфире федеральных телеканалов», — подчеркивает эксперт.
Этот процесс уже начался — недавно информацию о тратах администрации Басаргина на собственный пиар с подробностями и ссылками выдал портал NEWSRU.com.
Еще один важный момент — в отношениях с руководителями СМИ Маркевич занял предельно жесткую позицию. Главное условие получения контракта — никакого негатива. За неисполнение — штрафуют. Так, например, газету «Звезда» недавно оштрафовали за материал, в котором критиковалась позиция министра культуры Игоря Гладнева. При всех предыдущих руководителях региона — Игумнове, Трутневе и Чиркунове — практиковался другой подход. Отношения с профессиональным сообществом строились не только на деньгах, но и на личных контактах с ведущими представителями медийной сферы.
Сейчас руководители СМИ, которые находятся в состоянии конфликта с Кириллом Маркевичем, готовы биться до последнего. Один из таких — Владимир Прохоров, его оценку профессионализма замглавы администрации губернатора мы публикуем почти полностью. «...При таких деньгах, чтобы губернатора называли „Бася“, и все насмехались над ним и его правительством, развалить свой медиахолдинг, добиться создания параллельного и недружелюбного медиахолдинга, да еще подкармливать из бюджета, попасть под критику федералов по поводу „Перми-36“ и кукол Вуду, посадить почти всю прессу на подачки и шантажировать этим, вызывая ненависть медиаменеджеров и журналистов, ей-богу, тут надо постараться».
Но даже самые жесткие высказывания медийщиков не в состоянии навредить администрации Басаргина так сильно, как это могут сделать атаки ОНФ. При этом невнимательность главного пиарщика губернатора, с которой он пропускает удары, достойна сожаления. Но, действительно, наблюдатели отмечают, что он больше проявляет себя как бизнесмен, обеспечивая прибыль подконтрольным структурам, чем как политик.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!