Сургут — на грани революции
Богатый нефтегазовый Сургут через несколько лет может стать историей — слишком многое в городе стало зависеть от игр корпораций, в которых пострадавшими становятся обычные люди. Заявляемая диверсификация экономики напоминает такую же сказку, как и импортозамещение, но шанс спасти крупнейший город Югры есть. Почему Сургут уже становится территорией-призраком, о чем стоит позаботиться новому мэру и что может стать причиной настоящей катастрофы — в авторской колонке журналиста «URA.Ru».
Сложно сказать, что потрясло сургутян больше — отставка и уголовное дело в отношении экс-мэра Дмитрия Попова или неожиданный выход на пенсию гендиректора «Газпром Переработки» Юрия Важенина. Один из сургутских чиновников в разговоре сказал, что у него складывается ощущение, как будто Сургут на грани какой-то анархии и революции.
«Над Сургутом сгустились тучи», — так с недавних пор говорят горожане, и не только о погоде.
Совсем недавно в Сургуте торжественно приняли Стратегию-2030. Документ, над которым работали несколько лет и в котором расписаны все главные цели, судя по всему, потерял какое-либо значение. Официально уход структур «Газпрома» из Сургута еще не подтвержден, и это как раз тот случай, когда хочется верить, что инсайдерская информация оказалась ошибочной. Да и сама реорганизация может растянуться на несколько лет. Но стоит помнить, что активно обсуждается еще и возможное слияние «Сургутнефтегаза» с другой нефтяной корпорацией. Глава сургутской компании Владимир Богданов, который считается патриотом города, через несколько лет может выйти на пенсию. Не факт, что политика нового руководства градообразующего предприятия, как кадровая, так и социальная, будет сопоставима с нынешними вложения нефтяников в город.
Сейчас Сургут — один из самых динамично развивающихся городов России. Стоит посмотреть только на строящиеся, планируемые и уже введенные объекты: перинатальный центр за 13 млрд рублей, второй мост через Обь за 30 млрд (и это в ценах 2013 года!), планируемый WorldTradeCenterSurgut (22 млрд инвестиций по плану), два крупнейших в Западной Сибири ТРЦ, олимпийский бассейн, не имеющий аналогов в этой части России, ДИ «Нефтяник», в конце концов — жилые микрорайоны, растущие как грибы после дождя. Все эти многомиллиардные инвестиции могут уйти в никуда. Перед глазами у всех сургутян красноречивый пример «Вершины» — уникального ТРЦ, построенного по проекту голландского архитектора Эриха ван Эгераата. Здание сейчас практически пустует, в нем остались несколько бутиков и отдел бюджетной продуктовой сети. Такое будущее ждет большинство объектов Сургута?
Если не верите прогнозам, посмотрите на рынок жилья. Есть новостройки, в которых продали только треть квартир — и то лишь на стадии долевого строительства. Падает и рынок вторичного жилья. Судя по открытым данным, квартиры подешевели едва ли не на треть. Многие не могут продать недвижимость уже в течение долгого времени. И если сейчас положение дел можно списать на глобальный кризис, то что произойдет, когда начнется местный?
Вопрос «что делать?» — ключевой. Но, как это ни банально, соскочить с нефтегазовой иглы безболезненно не получится. Планы властей разного уровня в отношении будущего Сургута выглядят еще более призрачно, чем «посленефтегазовая» жизнь экономической столицы ХМАО.
О планах сделать из Сургута логистический центр региона говорят, на моей памяти, больше пяти лет. Даже если реализовать этот проект — сопоставимы ли доходы от такого вида деятельности с зарплатами газовиков и нефтяников?
Сургут уже заранее проиграл борьбу, например, за лидерство в сельском хозяйстве (само по себе смешно) или деревообрабатывающей сфере другим территориям ХМАО, югу Тюменской области.
Но и назвать совсем безрадостным будущее Сургута все же нельзя. В конце концов, тот же перинатальный центр может стать началом создания в крупнейшем городе ХМАО целого медицинского высокотехнологического кластера. Завод стабилизации и конденсата «Газпром Переработки» вряд ли куда-то перевезут — и это тоже направление, на которое стоит обратить внимание как окружным, так и городским властям.
Планируемый к строительству университетский кампус — чем не будущий научный центр Западной Сибири с инновационными разработками и сопутствующими старт-апами ученых? Кто знает, вдруг Сургут прославится собственным Илоном Маском?
Но все это требует внимания, колоссальных капиталовложений и главное — трезвого расчета. Должно появиться понимание, что такие проекты надо реализовать не для галочки, не для того, чтобы отчитаться о проделанной работе, с расчетом прожить на нефтегазовые деньги.
Очень многое будет зависеть и от нового мэра Сургута. Просто компромиссная фигура, которую поставят из логики, «чтобы всех устраивал», с такой задачей не справится — чтобы выйти из кризиса, нужен лидер общественного мнения, которому поверят не только горожане, но и бизнес и власти всех уровней. Привлекать инвестиции, направлять их в нужное русло — это только часть тех задач, которые будут стоять перед преемником Дмитрия Попова.
Сейчас можно лишь предполагать, что произойдет с Сургутом через 10 лет. Но в любом случае, уже сейчас нужно выстраивать стратегию, исходя из худших предположений. Если же крупнейший город ХМАО получит толчок к развитию, но еще и сохранит свои нефтегазовые активы — хуже от этого уж точно никому не будет.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!