«Лишь бы не повторился Белявский»
На Урале — представление нового министра. Накануне глава свердловского минздрава Игорь Трофимов появился перед профессиональным сообществом со своей стратегией развития медицины. Анонс планируемых реформ в антураже песен и плясок услышали пережившие Белявского главврачи. Одна часть медицинской элиты уже сделала свои выводы, другая еще не торопится. Что думают медики о новом министре, какой вопрос для себя закрыл клан городских главврачей и какие деньги обещают дать «под Трофимова» — в материале «URA.Ru».
Дебют — первый выход в свет — нового главы свердловского минздрава Игоря Трофимова состоялся 15 июня, в Театре эстрады. Там накануне профессионального праздника собрался весь цвет уральской медицины — от медсестер до главврачей, прямо влияющих на политику регионального здравоохранения. Если учесть жесткую кадровую политику экс-министра Белявского, то можно сказать, что из большого количества уважаемых людей выделялись «выжившие» — главврач ОКБ №1 Феликс Бадаев и глава свердловского онкодиспансера Вячеслав Шаманский. Они оба на протяжении всего периода «правления» Белявского были на грани отставки и сохранили должность лишь за счет личных связей с губернатором Куйвашевым и премьером Паслером.
Одной из центральных фигур собрания был Семен Спектор. Ему выделили почетное место в первом ряду второго яруса — перед креслами Трофимова, Паслера и других высоких приглашенных.
«Семен Исаакович, чего вы ждете от нового министра?» — задал вопрос корреспондент «URA.Ru», ожидая, что ответ на него бывший вице-премьер социального блока свердловского кабмина должен знать точно. «Лишь бы не повторился Белявский», — лаконично ответил Спектор, не объясняя суть. И, вероятно, речь шла не только о кадровой политике минздрава и системе механической оптимизации медицины. «URA.Ru» писало о жестком администрировании отрасли по «вертикали».
Надо сказать, что Игорь Трофимов приехал за час до начала мероприятия — явление, по словам знающих привычки прежнего министра, небывалое. Не исключено, что таким образом глава ведомства хотел компенсировать возникшую накладку: медики помнят обещание властей согласовать с ними кандидатуру нового министра. Этого, все помнят, не случилось, поэтому
Игоря Михайловича ждали не только для награждения лучших (а их было более 20), но и чтобы получить от него программное послание.
Детального плана развития медицины от министра собравшиеся, впрочем, не дождались. После поздравлений депутатов (самым статусным был депутат Госдумы Александр Петров, наверстывающий на публике свой проигрыш на праймериз «ЕР») и чиновников, а ткже танцев и песен (одну из них на английском языке исполняла Ксения Чадова — дочь заместительницы Трофимова Елены Чадовой) прозвучали лишь намеки.
Из приветственного слова министра стало понятно главное: проводимые предшественником реформы будут продолжены.
Во-первых, Трофимов пообещал улучшить доступность медицины, разделенную предшественником на три уровня: центральная районная больница — межмуниципальный центр — клиника на уровне субъекта федерации. Очевидно, что речь идет не только о так называемой маршрутизации пациента при лечении, но и об улучшении транспортной логистики. Невозможность добраться из деревни до приличного (действительно хорошо оснащенного за последние годы) медцентра стала главной претензией в адрес Белявского. И проблемой, которую он так и не смог решить. Ошибка учтена и будет исправлена с привлечением мэров и областного правительства.
Во-вторых, будет продолжена оптимизация системы здравоохранения, которая в нынешних условиях предполагает лишь секвестр и перераспределение ресурсов. А это подразумевает «рациональное размещение объектов здравоохранения, минимизацию налогового бремени, централизацию служб, ведомств, подразделений, не снижающих доступность помощи». Но, как признали присутствующие, это вопрос вообще почти политический.
В-третьих, Игорь Трофимов прозрачно намекнул об усилении контроля, в том числе финансового. Этот пункт стратегии предполагал повышение прозрачности работы больниц, увеличение скорости обработки информации и проверяемости отчетных данных. Тем самым министр указал, что информатизация медучреждений фактически провалилась.
Основные тренды стратегии были понятны, оставалось неясно, как ее реализовать. «А чего вы ждете от нового министра?» — поинтересовался корреспондент «URA.Ru» у представительной дамы, сидевшей рядом. В ответе ожидалось пояснение того, что имел в виду уважаемый Семен Спектор. «Ждем перемен, каких — пока сказать не могу. Сложно ответить сразу», — был ответ.
Опрошенные гости праздника были более-менее дипломатичны. Один из них, не пожелавший представиться, отказался оценивать Трофимова как министра, аргументировав свою позицию тем, что чиновник пришел из Росздравнадзора и «ему надо освоить новый функционал». Чуть более конкретен был глава Бюро судмедэкспертизы Дмитрий Кондрашов. «Ждем перемен к лучшему. Ведь чем меньше нам работы, тем выше оценка здравоохранения», — со специфическим юмором ответил собеседник.
Впрочем, настоящим дипломатом оказался недавно избранный лидер профсоюза свердловских медиков Олег Забродин. Со свойственной психиатру с 30-летним стажем расстановкой он объяснил, что с приходом Трофимова «прекратились все войны», а люди успокоились. «Аркадий Романович [Белявский] был диктатором, в хорошем смысле слова, но — диктатором. При Игоре Михайловиче стало спокойнее, а у главврачей появилась уверенность в завтрашнем дне. А вы знаете, что когда способный человек успокаивается, перестает нервничать, то его производительность, его отдача увеличиваются? Вот увидите», — поделился прогнозом господин Забродин. По его словам, новый министр располагает всеми ресурсами и компетенциями для решения заявленных задач. Ранее звучавший тезис о том, что
Трофимов — результат компромисса, никак не влияет на его управленческие кондиции. Компромисс, по мнению Забродина, способ достижения цели и продвижения вперед.
На организованный после концерта фуршет министр не остался и уехал на заседание Заксобрания — на повестке дня была программа государственных гарантий в области медицины.
За пределами публичного обсуждения (тем более, в праздник) остались сугубо политические вопросы. Одним из таких было разделение полномочий по границе «город-область». Ее, как известно, планомерно стирал Аркадий Белявский, сталкиваясь порой с ожесточенным сопротивлением администрации Екатеринбурга. Говорят, что на нем и закончилась карьера главы свердловского минздрава.
«Сейчас этот вопрос закрыт вовсе. „Городские“ уверены, что вопрос закрыт. „Область“ не будет претендовать на городскую медицину. Во всяком случае в обозримом будущем», — говорит собеседник, намекая на нового главу администрации губернатора — Владимира Тунгусова — как гаранта статус-кво.
Другим «политическим» вопросом, разумеется, стало финансирование. Известно, например, что Феликс Бадаев ездит по больницам, формируя легитимный состав возглавляемой им Медицинской палаты Свердловской области, куда должны входить не менее 25% всех врачей региона. «Пользуясь случаем, он обещает, что областью выделено 1,5 миллиарда рублей. Та самая сумма, которую секвестрировали в прошлом году и вернут в этом — „под Трофимова“. Но что нам остается? Только верить», — резюмирует собеседник.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!