На Урале умирает любимый вид спорта Путина
Хоккей официально стал главным видом спорта российской элиты. Быть президентом клуба престижно, губернаторы гордятся наличием сильных команд: кто-то — игрой в Континентальной хоккейной лиге, кто более бережлив — отчитывается Высшей хоккейной лигой. Посыл власти прост: в каждом регионе должен быть хоккейный клуб. На практике все печальнее: многие клубы ВХЛ существуют для галочки, остались на периферии внимания властей. «URA.Ru» проверило состояние хоккея в основных регионах Большого Урала.
На прошлой неделе главный тренер «Автомобилиста» (Континентальная хоккейная лига) Андрей Разин командировал якобы зазвездившегося нападающего Анатолия Голышева в клуб ВХЛ «Спутник». Болельщики, в чьих городах есть клубы КХЛ, обычно вспоминают о «вышке» именно в такие исключительные случаи. Журналисты лишь изредка публикуют отчеты с матчей.
Высшая хоккейная лига существует в России с 2009 года. За это время за ней укрепился статус бесполезной организации, где играют спортсмены, которые не проходят ни в один клуб Континентальной хоккейной лиги. На льду — возрастные игроки, доигрывающие свой хоккейный век, и молодые спортсмены, пытающиеся быстрее отсюда выбраться. Тот же Разин, бывший главным тренером в ВХЛ и полтора года назад получивший приглашение в КХЛ, — редкое исключение, нежели правило.
Хотя при создании ВХЛ планировалось, что она, по примеру американских лиг, станет проводником между молодежными командами и Континентальной хоккейной лигой. На деле — большинство команд ВХЛ держится обособленно от главной лиги континента и безуспешно варится в собственном соку.
Пример идеальной вертикали МХЛ — ВХЛ — КХЛ выстроен только в Челябинске. Юные хоккеисты проходят все этапы карьеры в одной вертикали: молодежная команда «Белые медведи», команда уровня ВХЛ «Челмет» и апогей карьеры челябинского хоккеиста —«Трактор».
На создание этой схемы менеджерам «Трактора» потребовалось два года. С тех пор «Челмет» перестал быть «черной дырой», куда скидывают бездарных хоккеистов, не подходящих основному составу. Сейчас это платформа для обкатки выпускников «Белых Медведей».
«Челябинск — хоккейный город, хоккей здесь — основной вид спорта. Все игроки „Челмета“ — местные воспитанники. Это ребята, которые прошли молодежку, но не попали в основную команду „Трактора“. В том году на игры плей-офф приходило более трех тысяч человек — это полная арена», — рассказал URA.Ru пресс-секретарь клуба Максим Войцехович.
«Челмет» мог бы смело претендовать на звание самого успешного клуба ВХЛ на Урале. Но мало кто поверит, что он сможет существовать как самостоятельная единица: команды ВХЛ, живущие в одном городе с командой КХЛ, обречены быть в тени успешных коллег по льду. Об этом говорит количество упоминаний в СМИ. За последний месяц о ХК «Челмет» вышло всего 17 публикаций. Для сравнения, самое большое количество упоминаний в СМИ у команды ВХЛ «Молот-Прикамье» — 124, у тюменского «Рубина» — 54, курганского «Зауралья» — 48, нижнетагильского «Спутника» — 25.
Успех пермяков объясним: своей команды в КХЛ у них нет. Самый топовый хоккейный клуб — «Молот-Прикамье». Несмотря на поражения — еще в сезоне 2014-2015 пермяки были на четвертом месте в таблице регулярного чемпионата, а в прошлом году спустились на 15-ю строчку, — команду в городе боготворят. Среди пяти уральских клубов здесь самая большая арена и высокое количество зрителей — 5000 человек. Для сравнения — в Екатеринбурге «Автомобилист» не на каждый матч способен собрать столько зрителей.
В «Молоте-Прикамье» объясняют это отлаженной работой с болельщиками.
«Мы всегда четко понимали, что работаем, прежде всего, для наших зрителей. Мы продаем эмоции.
И от того, насколько эта работа будет эффективна, зависит поддержка нашей команды жителями Пермского края. Очень хочется, чтобы болельщик приходил на матч, не только когда команда побеждает и идет в лидерах, но и в сложных ситуациях, когда игра не ладится. На матчах клуба работают аниматоры. Болельщик и в перерывах не должен скучать. У нас организованы развлечения и для самых маленьких зрителей: батуты, игры, викторины», — говорит финансовый директор клуба Светлана Перминова.
Опыт пермского клуба уникален еще и тем, что у команды нет своего партнера в КХЛ. В этом году поступило предложение о партнерстве от новичка Континентальной лиги — китайского «Куньлунь Ред Стар». «Мы пока ничего не ответили. Нам важна зрелищность матчей, интерес зрителей. У зрителя должны быть свои кумиры, при постоянной ротации состава этого добиться тяжело», — прокомментировала Светлана Перминова.
Впрочем, опыт других клубов показывает, что дело не только в зрелищности. Еще два года назад по уровню популярности с пермяками мог соперничать тюменский «Рубин». Клубы действительно похожи: оба — вершины хоккейной жизни своих регионов. Но в сезоне 2015-2016 тюменцев подкосило финансирование, и даже поднимался вопрос о приостановлении выступлений команды ВХЛ в регулярном турнире. Нестабильность привела к падению спортивных результатов, и как следствие — к снижению популярности среди болельщиков.
«Раньше мы были одним из лидеров ВХЛ, выигрывали кубок Братины. Теперь на игры почти не ходят.
Мы связываем это с неудачами прошлого сезона. Если придет тысяча человек, то это уже хорошо. Думаем, как вернуть болельщиков на матчи. Подобная ситуация не только у нас, но и во всей лиге. К сожалению, в последнее время люди потеряли интерес к хоккею», — считает генменеджер ХК «Рубин» Вадим Покотило (впрочем, данные других клубов указывают, что причины в другом).
«Спутник» — партнер екатеринбургского «Автомобилиста» — еще один классический пример клуба ВХЛ. Жителям Нижнего Тагила — крупного промышленного центра — сложно ездить в Екатеринбург на матчи главного хоккейного клуба Свердловской области, поэтому у них есть свой. Но, как и предыдущие, в кризисном состоянии. Спортивные результаты не радуют болельщиков — прошлый сезон тагильчане закончили на 14-м месте.
«Спутник» столкнулся с основной проблемой Высшей лиги — ротацией игроков. Как правило, самые перспективные выпускники вэхаэловских школ расходятся между командами КХЛ как горячие пирожки.
«В прошлом году один из лучших наших воспитанников Артем Железков перешел в магнитогорский „Металлург“. Каждый год мы теряем перспективных хоккеистов, их драфтуют в другие клубы. Мы пока не можем предложить ребятам ни больших зарплат, ни перспектив», — говорит председатель попечительского совета ХК «Спутник» Алексей Жарич.
Не лучше ситуация и в курганском «Зауралье». Низкая посещаемость матчей, а при собственной молодежной команде «Юниор» в команде не играет ни одного собственного воспитанника. «Дома команда играет практически при пустых трибунах.
Никакой работы по привлечению болельщиков клуб не ведет. Арена старая и никаких комфортных условий, кроме буфета с бутербродами там нет», — говорит болельщик команды.
Главный тренер «Автомобилиста» Андрей Разин, еще два года назад возглавлявший команду «Ижсталь» из ВХЛ, подтверждает сложности в управлении клубами лиги. По его мнению, клубы недорабатывают неспортивную часть своих обязанностей: «В таких городах, как Саратов, Ижевск, где я работал, люди ходили на игры только тогда, когда команда выигрывала. Та же Тюмень в свое время избаловала народ победами, теперь, когда дела у команды идут плохо, болельщик остыл. Никто не хочет портить себе настроение проигрышем и платить за это деньги. А кроме самой игры клубы ВХЛ никакого интерактива, как в КХЛ, болельщикам предложить пока не могут».
Алексей Жарич при этом настаивает, что «сливать» лигу нельзя: «Хоккей — один из самых популярных видов спорта у нас в стране. Чтобы играть в КХЛ, нужны средства и дворцы спорта. Если Тагил, например, не может себе это позволить, не отказываться же городу от хоккея? В городе должен быть свой клуб, нужно привлекать детей в спорт. Хоккеистов много, и если не будет этой лиги, где они все будут играть?».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.